Кырчанское восстание:
как вятчане боролись с властью Трифонова монастыря

Крестьянские восстания - явление привычное для России XVII - XIX веков. Угнетенный народ, страдавший от непомерных налогов, жестокости помещиков и произвола чиновников, свою ярость чаще всего обрушивал на государственную машину. Намного реже под удар попадало духовенство: несмотря на церковную десятину, вера для обездоленных людей играла важную роль, помогая сносить тяготы жизни.

Однако именно церковь оказалась причиной, по которой на протяжении почти целого года - с февраля 1675 по февраль 1676 года - практически вся южная часть Хлыновского уезда и частично север Казанского оказались во власти бунтующих крестьян.

Начало истории

XVII век – время укрепления в России феодально-крепостического строя. По стране тогда прокатились крестьянские бунты под руководством Ивана Болотникова, Василия Уса и Степана Разина. К этому добавились масштабные городские восстания - Новгородско-Псковское, «медный» и «соляной» бунты в Москве, Соловецкое восстание в одноименном монастыре.

Не обошли волнения стороной и Вятскую губернию. Правда, здесь они имели меньший масштаб, так как в регионе преобладало государственное черносошное землевладение, не создававшее условий для чрезмерной эксплуатации крестьянства.

Почву для масштабного восстания 1675 года в Вятской губернии подготовил бунт Степана Разина. С самого его начала в уездах наблюдались волнения крестьян, которые нередко перерастали в открытое сопротивление земледельцам и властям.

Воеводы были обеспокоены происходившим и немедленно начали принимать меры для охраны территории уездов от наступления со стороны повстанцев. Именно в это время в Хлынове полностью перестроили укрепления городского кремля и посада.

Вскоре войска Разина были разбиты царскими карательными отрядами, однако отголоски восстания раздавались во многих регионах. На Вятской земле это вылилось в волнения в Сунской и Кырчанской волостях Трифонова монастыря в 1675 году, в Хлыновском и Слободском уездах в 1679-1680 годах и в архиерейской вотчине в Березовском стане в 1681 году. Наиболее сильным из этих движений стало Сунско-Кырчанское. Это был заключительный этап длительного движения монастырских крепостных против своего владельца - Вятского Успенского Трифонова монастыря.

Народный гнев

Движение началось в 60-х годах XVII века среди крестьян, поселившихся в бассейнах рек Лудяны, Суны и Вои на границе между Вятской и Казанской землями. Среди них было много тяглых посадских и приказных людей и беглых из вотчин Хлыновского Успенского, Холуницкого Троицкого и Уржумского Цепочкинского монастырей.

Земли эти ранее принадлежали вятским землевладельцам, которые в порядке передачи отдали их в 1640 году Вятскому Успенскому монастырю. Первоначально переданная территория была достаточно небольшой - левобережье Быстрицы до реки Чернушки. Однако монастырь вскоре распространил свою власть на огромную территорию, которая включала в себя будущие земли всего Сунского района и часть земель Куменского и Вожгальского районов Кировской области. Центром стала Суна, поэтому владения назывались Сунской монастырской вотчиной.

Эксплуатация крестьян монастырем была жесткая: они платили денежный и натуральные оброки и отрабатывали барщину на монастырских запашках.

- Стараясь сбросить с себя ярмо монастырской эксплуатации, крестьяне добивались перевода их в черносошные (государственные), наряду с ясачными крестьянами, которые жили на левобережье р. Вои и в низовьях р. Лудяны, и в административном отношении входили в Казанскую землю, - пишет историк Анатолий Эммаусский.

Спорный вопрос

В 1664 году несколько крестьян из Лудян обратились к казанскому воеводе с просьбой записать их в ясачные крестьяне*. Просьба была удовлетворена, и в поселение отправились писцы, чтобы оформить документы.

Прибыв на место, служащие обнаружили, что в бассейне Лудяны и Вои живет большое число крестьян, которые считали себя свободными, но были вынуждены работать на Трифонов монастырь. Чтобы пополнить казну, казанский воевода велел всех этих крестьян перевести в черносошные и приписать к Казанскому уезду.

Это решение через Москву немедленно оспорил архимандрит монастыря Сергий. При этом, дожидаться официального решения спора из столицы он не стал и перешел к активным действиям.

Он начал терроризировать сунских крестьян, чтобы те, когда дело будет рассматриваться на месте, давали показания в его пользу. Весной 1665 года Сергий вместе с 50 вооруженными монахами нагрянул в село Вознесенское, где "отряд" устроил экзекуцию, "до полусмерти" избивая крестьян и заковывая их в железо.

После этого архимандрит обложил село единовременным оброком в 200 рублей и принудительно собрал эту сумму, причем, "у кого денег не было, и у тех де брали кафтаны шубные, сермяжные и овчинные, а с жен их сарафаны и кресты, и из ушей серьги".

С собой в Хлынов Сергий увез шесть крестьян, которых потом пытали и мучили, все церковные книги и даже казну.

Судебная тяжба

Приехавшая годом позже комиссия, которая должна была определить, где же проходит граница между Казанскими и Вятскими землями, точку в споре не поставила, ограничившись лишь описанием дворов на спорной территории.

После обсуждения в Боярской Думе царь постановил, что монастырю должны отойти все земли, на которые у него есть документы и закрепить их за Вятским уездом, все остальные передать Казанскому уезду. Летом 1668 года граница была окончательно утверждена.

Этим решением многие остались недовольны. Одна из причин - Сунские земли отошли Вятской губернии, хотя многие их по-прежнему считали казанскими. Еще до определения границы в Вознесенское приехал отряд казанских стрельцов, который "взбаламутил" местных жителей, ратовавших за отсоединение от монастыря. Итогом стал погром и избиение тех, кто стоял за присоединение к обители.

Аналогичная ситуация повторилась и в 1668 году после принятия официального решения по спорному вопросу. Правда, на этот раз отряд стрельцов остановился в Вознесенском надолго и препятствовал сбору урожая в пользу монастыря.

Новый виток

Год спустя правительство утвердило акт о разделе земли и выдало жалованную грамоту Успенскому монастырю. Однако вместо того, чтобы наводить жесткие порядки на своей территории, его руководство решило выждать, ведь крестьянские волнения продолжались, а в Поволжье вспыхнуло восстание Степана Разина.

В 1670 году в Кырчанах образовалась повстанческая группа под предводительством Ильи Рохина, которая отказалась подчиняться монастырю и скрылась в немских лесах. Преследовать ее власти не стали из-за неспокойной ситуации с Разиным.

К 1675 году отряд Рохина представлял собой немалую силу за счет беглых крестьян, посадских людей, солдат и стрельцов. В феврале группа напала на Кырчаны, приняв в свой состав множество местных крестьян, установив свою власть над селом и расставив на всех дорогах караульных.

Рохин вместе с единомышленниками пытался привлечь на свою сторону жителей соседних территорий, но из этого ничего не вышло: из-за восстания Разина репрессии усилились, и немногие решались нарушить порядок. Полномасштабного восстания у бунтовщиков не вышло.

Новый архимандрит Иоиль решил не прибегать к насилию и попытался убедить восставших сложить оружие, отправив в Кырчаны чтимую населением икону Спаса. Так как вера в народе всегда была сильна, многие восставшие стали переходить на сторону своих противников.

Ответом Ильи Рохина стало нападение на церковных служащих и убийство одного из них. "Под раздачу" попали и те, кто открыто не вставал на сторону монастыря, но выказывал ему поддержку: таких крестьян отряды Рохина избивали, грабили и пытали.

Это позволило бунтовщикам укрепить свою власть на захваченных землях и держать ее в своих руках вплоть до февраля 1676 года.

Развязка

В конце января 1676 года умирает царь Алексей Михайлович, и вся страна присягает новому правителю - Федору Алексеевичу. Архимандрит Иоиль решает воспользоваться моментом и лично приезжает в Кырчаны, чтобы уговорить Рохина подчиниться. Однако вместо переговоров он едва не погибает, так как восставшие нападают на него и его свиту.

Иоиль обращается за помощью к гражданским властям. Подавить восстание было поручено дворянину Соковнину. О том, что именно он предпринял для выполнения поручения, остается неизвестным, но, так или иначе, бунтовщики потерпели поражение и волнения сошли на нет.

Илья Рохин и другие инициаторы движения выжили, скрывшись вместе с семьями в лесных дебрях за рекой Воей.

Комментарии

Ионел Кырчеану
Хотя я из Румыний,я тоже из племена Кырчеановых.Наши предки были аланами и были союзниками хана Ногай который властвовал в Добруджи и вдоль рекой Дунай до владених Венгрий.Аланы помогали первый князь устроить Валахию и поэтому тех из племена Кырчяновых (семье Карчеа) тут жили свободными и создавали села Карчеа (недалеко от Краиовы) и Кырчеаны в уезде Мехединц. Часть племена Карчи которая жила в Молдавий еще до сосданий этого воеводата,тоже как союзники Ногай Хана,были часть убитыми и другой часть вынуждены жить в рабстве как боярскими и монастырскими рабами до анехаций Буковины австрииской империй,анексаций Бессарабий русской империй и остальные до 1833 когда при указе генерал Кисселева всех боярские и монастирские послушниками были освобожены из рабство. Еще часть аланов под рукаводство бия Карчеа спасались и вернулись на прародине,в Аланий которая перестала сушествовать еще во время Батый Хана ,и кстати эти вернувших аланов создали там их страна ,Карачай ,ныне Карачай - Черкесия. Остальные аланами в Рутений и включительно племена Карчи были поданными польско -литовской власть и они были знакомыми как ,,липканами"(литовские татары) Не знал про Кырчеановых из Россий ну мне кажеться что у них было сам же судба как в Молдавий:быть монастырских рабами.

Оставить комментарий