Кай – всему свету край: от богатого города до небольшого села

Кайгород, а ныне Кай - одно из древнейших поселений Верхнекамья и северо-восточной части Кировской области. Село расположилось далеко от областной столицы - почти у границы с Пермским краем. Но в древние времена поселение было центром ремесла и торговли, ведь через него проходил Большой Сибирский тракт. А в XX веке оно стало известно на всю страну, потому что именно здесь находился в ссылке Феликс Дзержинский. 

Кайгород основали братья Яков и Григорий Строгановы. Известные на всю страну солепромышленники обратились к царю Ивану Васильевичу за разрешением осваивать земли по верхней Каме, где “пашни не пахиваны и дворы не стаивали”. В 1558 году братьям выдали царскую грамоту, которая дозволяла «На том пустом месте ниже Великие Перми за 80 верст по Каме реке ... на горных лесех городок поставити»

Современные историки со Строгановыми могут поспорить: земли, где планировалось основать поселение, вовсе не были безлюдными. Территория была разведана и заселена финно-угорскими племенами. Более того, сам Кайгород уже существовал как вятское поселение, которое было центром торговли с удмуртами, коми-зырянами и пермяками. Сюда за солью и пушниной приезжали купцы из крупных городов.

Официальной датой основания города принято считать именно 1558 год. Он был основан, в первую очередь, для защиты соляных промыслов от набегов. Поэтому поселение обнесли валом, а по периметру укрепили бревенчатыми стенами.

Нелегкое начало

Чтобы защитить товары, одних стен было недостаточно. Поэтому Строгановы решились на смелый шаг: на службу они призывали “воров”, разбойников и даже вольных казаков.

В 1581 году сыновья и племянники Якова и Григория вместе с сформированной дружиной отправились в поход для покорения Сибирского ханства. Участие в нем приняли жители строгановских вотчин, в том числе и Кайгорода.

Так как значительную часть мужского населения Строгановы увели, то Кайгород остался без прежней защиты. Этим воспользовался вогульский князь Кихек. Через несколько дней после ухода дружины, он “с войском 100 человек…разгромил всю Пермь Великую от Чердныни и Кайгородка до берегов Чусовой”. 

Центр торговли

После опустошительного набега, город укрепили: его обнесли острогом с башнями у дороги, устроили внутри арсенал с пороховым погребом, чугунными и каменными ядрами, пищалями и свинцом к ним.

В укрепленной вотчине Строгановы наладили добычу соли и железной руды. Дело пошло на лад, торговля в Кайгороде процветала, и в 1609 году Никита Строганов купил здесь место для постройки “двора на приезд”, амбара и судовой пристани.

Теперь Кайгород был не только крепостью, но и значимым рынком сбыта: в нем стали продавать соль, которую добывали в Камском Усолье и других населенных пунктах поблизости.

Не последнюю роль в процветании сыграло местоположение: город стоял на берегу реки Камы, а водный путь в те времена считался основным. Но Кайгороду повезло вдвойне, ведь он мог похвастаться и неплохими для того времени сухопутными дорогами, поскольку через него пролегал Сибирский тракт и губернская дорога, которую называли Воронинской. Она тянулась из Слободского по территории современных Сырьян, Полома, Троицы, обходила будущий Кирс и уходила дальше в Пермскую землю. 

Непокорный город

Кроме торговли, жители города занимались извозом, охотой на пушных зверей, кузнечно-гончарным делом и лесным промыслом. Особенно много было горшечников, поэтому жители Кая носили прозвище «черепаны». Многие из крестьян занимались отхожими промыслами: извозничеством, бурлачеством, углежжением.

В городе была ратуша и жил воевода. Был у Кайгорода и свой герб - щит, разделенный на две части. В верхней части изображены облака и лук - символ Вятской губернии, а в нижней - три “скобки” рыбьего клея на поле голубого цвета.

Несмотря на то, что сам город считался богатым, большая часть его населения жила в бедности, что стало причиной бунта 1673 года. Горожане и уездные люди восстали против воеводы Гаврило Волкова, потому что были не в состоянии платить очередной сбор налога.

В 1709 году кайцы вновь проявили непокорность. Дворянин Махийло Карамзин донес московскому полковнику о том, что "многие кайские крестьяне не слушаются кайского воеводу Ивана Радилова, собираются придти в Кай-город, посадских лучших людей побить до смерти и из тюрьмы колодников испустить на волю, а самому воеводе в воеводстве отказать".

Новые трудности

Расцвет Кайгорода был недолгим. В XIX веке благодаря Петру I началось строительство прямой дороги из Москвы в Сибирь через Казань, которая проходила по южным уездам Вятской земли. Обороты торговли стали падать, кайцы, которые хоть и владели ремеслами, но все же жили торговлей, жаловались, что им нечем питаться.

Власти к жалобам прислушались, и так как новый тракт еще строился, то обязали московское, нижегородское и казанское купечество ездить через Кай и Верхотурье, а самим жителям города осваивать ремесла и заниматься хлебопашеством.

В 1754 году новый тракт достроили, старый начал приходить в запустение, а Кай - терять свое административное и торговое значение. А в 1786 году город выгорел во время пожара. Возродиться в былой славе ему уже не удалось: в городе жили бедные мещане, торговля почти сошла на нет, купцы сюда не заезжали. В 1802 году Кай лишается статуса уездного города, а 11 января 1845 года заштатный город Кай был упразднен. Его 323 души перевели в разряд государственных крестьян с предоставлением им в пользование всей выгонной городской земли. Почтовый тракт между Слободским и Каем закрыли.

Жизнь города поддерживали многочисленные ссыльные, в частности, французские военнопленные Отечественной войны, социалисты и националисты, самым известным из которых был польский революционер Феликс Дзержинский. Он провел в Кае несколько месяцев: с декабря 1898-го по август 1899 года. Позже в его честь здесь появится музей - единственный в России, посвященный его деятельности.  

Кайская революция

Город был упразднен, но село Кай продолжило жить и участвовать в масштабных преобразованиях в стране. Так, в 1906 году с 18 по 27 августа здесь была установлена Кайская республика.

18 августа жители села отмечали местный праздник, в ходе которого произошла стычка со стражниками. На следующий день крестьяне отстранили от управления волостного старшину и объявили о создании “Кайской республики”. Новым органом власти стало всенародное вече, появилась “особая дружина”, вокруг выставил вооруженные патрули. Кайцы постановили не платить податей и не подчиняться полиции.

Спустя 10 дней в село прибыли две казачьи сотни с драгунами, которые быстро подавили восстание, арестовав 28 крестьян.

Советская власть в Кае провозглашена 23 января 1918 года. В Гражданскую войну Кайский край стал местом боев «красных» с «белыми».

Дальнейшая история Кая похожа на историю многих провинциальных сел и деревень страны: мирное течение жизни после установления советской власти нарушила Великая Отечественная война. Из Кая на фронт ушло 133 человека. Домой вернулось только 26.

В послевоенные годы жители села стали поднимать свое хозяйство. Укрупнялись и распадались колхозы, замирала и вновь обретала силу сельская жизнь. 

Современность

Сегодня село Кай — это 120 человек. Здесь есть школа, Дом-музей Ф.Э. Дзержинского, дом культуры, библиотека, ФАП, магазин, территориальный отдел Верхнекамского муниципального округа. Несмотря на то, что жителей в селе немного, культурная жизнь кипит: регулярно проводятся концерты, посвященные значимым датам, а коллективы представляют свое творчество в крупных городах, в том числе Кирове и Москве.

Есть здесь и свои религиозные праздники, например, крестный ход на реку Порыш в честь Симеона Столпника и Трифона Вятского. До XX века это событие было приурочено к Кибановскому празднику. С приходом советской власти праздник и крестный ход упразднили. Крестный ход возродили в 2006 году усердием протоиерея Леонида Сафронова.

И, конечно, в Кае не забывают о корнях - любители истории могут посетить тематические вечера, на которых их знакомят с культурой и историей Кайского края. 

Фото: Дом-музей Ф.Э. Дзержинского

Комментарии

Татьяна
Опечатки исправьте...

Оставить комментарий