«Люди, которые принимают законы, оторваны от реальности»: интервью с Фаатом Хайруллиным

Иногда создается впечатление, что российские законодатели делают все, чтобы создать дополнительную нагрузку для аграриев, а не помочь им. Об этом говорит генеральный директор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» Фаат Хайруллин. По роду своей деятельности он отстаивает интересы аграриев на госудасртвенном уровне и часто борется с законодательными инициативами, которые могут нанести вред сельскому хозяйству.

«Вятская губерния» поговорила с Фаатом Мударисовичем о последних законопроектах, экономической ситуации в АПК и будущем деревни.

Вы состоите в общественном совете при Министерстве сельского хозяйства России. Какие задачи там решаете?

- Не так давно обсуждался приказ проведения экологической экспертизы. Я сразу выступил категорически против. Планировали следующее. Провести экологические экспертизы всех животноводческих объектов. Но, что важно, по сегодняшним требованиям. Понятно, что ни один двор, построенный в 90-х годах, не будет соответствовать сегодняшним требованиям. Получится так, что 50-60% ферм мы должны будем закрыть. Еле-еле нам удалось «завернуть» этот закон.

Еще один пример. Введен утилизационный сбор. Аграрии его оплачивают, чтобы после вывода техники из строя ее утилизировали. Но подумайте, аккумуляторы, резину, металл мы сдаем на коммерческой основе. Что остается, за что мы платим? И тут сбор предложили увеличить в 3-5 раз. Мы посчитали с "Агропромсоюзом", Технадзором: в Кировской области это привело бы к дополнительным затратам аграриев в 400 миллионов рублей. Я подал весь расчет в общественный совет Минсельхоза РФ. По ВКС доказывал, что срочно нужно правки отодвигать. Пока отстояли интересы аграриев, но не факт, что законодатели вновь не попытаются продвинуть этот закон. Полагаю, его лоббируют машиностроители. 

Еще пример. С 1 марта 2022 года в силу вступил приказ Минсельхоза России № 421. Он утверждает новые правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов. В документе указана периодичность экспертизы и показатели, по которым надо проводить исследования. Например, молоко, предназначенное для переработки на пищевые цели, должны проверять на консистенцию, вкус и запах, температуру, массовую долю жира, массовую долю белка, плотность и кислотность. Срок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы молока не должен превышать трех часов с момента отбора проб.

Результаты предоставляются в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии («ВетИС») Россельхознадзора. При этом отбор проб и исследование должно проводится госветслужбой.

Возьмем Куменский район. Там 7 сельхозпредприятий, разбросанных на 60 километров. Прошла утренняя дойка - нужно проводить экспертизу. То же в обед и вечером. Как технически это сделать? У работников районной ветслужбы хватит ресурсов? И вот таких законов принимают не мало.

Сейчас сельхозпредприятия обязали проводить исследования по санитарным зонам: на содержание веществ в воздухе, шум и прочее. Лаборатория оценивает их стоимость в 500-600 тысяч рублей. Несколько хозяйств обследование провели, все в норме. С одной только нашей области снимается круглая сумма. Зачем? Мы на федеральном уровне стараемся отменить этот закон.

Тариф на электроэнергию еще повышать не планируют?

- До 2010 года АПК платил за электроэнергию по льготному тарифу. А потом пошел рост. Но не на коэффициент инфляции, а в 2-3 раза больше. На встрече с аграриями в 2019 году президент просил продумать вопрос по снижению тарифа. Но воз и ныне там. Население платит 3 руб. за киловатт в час, промышленность 4,10 руб., а аграрии - 9,46 руб. Мы сформулировали обращение через общественную палату на зампредседателя правительства. Создается ощущение, что в администрации президента кто-то хочет снять этот вопрос с контроля.

Иной раз возникает мысль, что в министерствах думают, как создать аграриям дополнительную нагрузку.

В российской экономике наступили сложные времена. Хозяйства смогут пережить их безболезненно?

- Наша продукция социально значимая, повышать цены нельзя. Что делать? Сильные агрокомплексы, на мой взгляд, снизят рентабельность. Средние хозяйства выйдут на ноль, пока пережидают сложные времена. Слабые - уйдут в минус.

Ассортимент в рознице сузится. Потому что проще торговать одним молоком с одного завода 2,5-3% жирности, чем иметь несколько поставщиков.

Как вы считаете, сельское хозяйство сегодня – это бизнес или дотационная сфера?

- У нас есть агрохолдинги и сильные хозяйства, которые развиваются чисто, как бизнес. Есть менее крупные предприятия, которые ориентированы на социальную сферу: они содержат сельские территории, помогают школам и садикам на селе. Но у них нет развития. И когда такое предприятие становится очень слабым, его пытаются отдать крупному бизнесу. 

Хозяйства переживают очередную волну укрупнения. И, на мой взгляд, это правильно. Если в деревне одни пенсионеры, зачем там держать телятник или небольшую ферму? Экономически выгоднее построить крупный комплекс рядом с крупным населенным пунктом. 

Но виноваты в исчезновении деревень не только сами предприятия и их экономика. Действуют и другие факторы. Приведу такой пример. Есть развивающееся предприятие, которое сейчас становится племзаводом. В его населенном пункте года три назад хотели оставить лишь девятилетнюю школу, детям пришлось бы доучиваться 10 и 11 классы в соседнем селе. Мы с боем эту школу сохранили. А сейчас ее хотят вообще сократить до начальной. Руководитель имеет развивающееся предприятие, ему нужны рабочие руки. Но если не будет школы, семьи разъедутся ради благополучия детей. Директор согласен финансировать школу, только бы сохранить деревню и производство.

Мне кажется, мы деревню потеряли. Дай бог сохранить райцентры.

Но принята госпрограмма по развитию сельских территорий. Вы считаете, этого недостаточно?

- В ней очень много минусов. Мы принимали ее в 2019 году, обсуждали на общественном совете. И я был против. Говорил: давайте национальный проект предложим. Нацпроекты контролирует президент, финансирование по ним не сокращается. А у госпрограмм постоянно меняется. К примеру, в 2020 году обещали 160 миллиардов, а дали 31.

Дальше - участие в программе по системе набранных баллов. Новое строительство - балл, новые рабочие места - балл. Но о каких новых созданных рабочих местах мы можем говорить, если переходим на новейшие технологии, ставим работы, кормоцеха, где работает один человек. Критерием должны быть технологии! Наша область в программе два года уже не участвует - не набираем баллы.

Давайте сделаем территориальное финансирование. Дали сумму на область, мы тут сами решим, что и кому построить или отремонтировать: водопровод, дом культуры  и так далее.  А потом проверяйте на федеральном уровне, как использованы бюджетные деньги. Если будут нарушения - вплоть до уголовной ответственности, пожалуйста. 

Если программу развития сельских территорий наложить на всю страну, будет очаговое развитие. И в роли пустыни - Кировская область. А рядом оазисы - Нижегородская область, Татарстан.

Почему так происходит? Люди, которые пишут законы, слишком оторваны от реальности?

- Они не были в реальности. После окончания Тимирязевки, они идут в минсельхоз, не побывав на производстве. Когда я общаюсь с сотрудниками федерального министерства, понимаю, как далеки они от жизни деревни. А в пределах Садового кольца у нас нет сельского хозяйства. 

Досье: Хайруллин Фаат Мударисович

В 1986 году окончил с отличием Кировский сельскохозяйственный институт, факультет экономики и организации сельскохозяйственного производства и был направлен в систему «Облпотребсоюз» директором плодоовощной базы.

С 1993 года работал в производственно-торговой компании «Автор», организовал сеть магазинов «Ив Роше» по Северо-Западу России (в 10 областных центрах).

В январе 2002 года возглавил АСК «Вяткаплем» по приглашению Совета директоров Ассоциации. Под его руководством «Вяткаплем» вошла в состав Союза животноводов России «Росживотноводсоюз». Занимается организацией селекционно-племенной работы в сельхозпредприятиях Кировской области.

Возглавляет комиссию по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий в Общественной палате Кировской области.

Член общественного совета при Минсельхозе РФ.

Комментарии

Евгений Сергеевич Марков
Надо дружно требовать от власти исправить ошибки и решать проблемы страны в интересах большинства людей. Власть может и должна сделать более благоприятные условия для развития науки и производства. Снизить цены на металлы, удобрения, топливо введением экспортных пошлин Снизить тарифы монополий, в которые входят огромные доходы руководства и завышение издержек, требованием обосновать всё, что входит в тариф. В своё время наведением порядка в тарифах монополий после дефолта августа 1998 Правительство под руководством Е М Примакова создало экономике РФ условия для выхода из кризиса и для роста при гораздо меньшей, чем сейчас, гос поддержке. Значит, и сейчас Правительство может и должно навести порядок в тарифах монополий. Увеличить финансирование науки, образования, здравоохранения, инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства из фонда национального благосостояния, где без дела обесцениваются огромные деньги, а так же за счёт уменьшения расходов на содержание чиновников и начальства силовиков, закрытия дармоедских контор типа ФАНО, ФОМС, Роснано, Агентство Стратегических Инициатив, Центр Стратегических Разработок, министерство Дальнего Востока. Убрать палки из колёс науки и образования. Упразднить ФАНО. Отменить тендеры и запрет на перенос остатков денег на следующий год. Снизить отчётность для работников науки. Вернуть советскую систему специалиста в профессиональном образовании
Евгений Сергеевич Марков
Президент просил продумать вопрос. Президент может отправить в отставку Правительство и распустить Гос Думу. Так что президент мог и должен был заставить Правительство решить этот вопрос в пользу аграриев. Может, но не делает. Только болтает. А многие взрослые ведутся на болтовню, как дети малые.

Оставить комментарий