Университетская революция :
итоги трех лет работы в ВятГАТУ Елены Симбирских

За три последних года в аграрном вузе Кировской области произошло много изменений. Сельхозакадемия стала Вятским государственным агротехнологическим университетом. Открыла новейшие лаборатории, специализированные учебные классы. Готовит к работе военный учебный центр, или как раньше называлось - военную кафедру. Главное - вуз стал открытым для аграриев, поставщиков техники и оборудования, города в целом. Эти изменения произошли под руководством ректора Елены Симбирских. "Вятская губерния" поговорила с ней о настоящем и будущем Вятского ГАТУ, а также о ее личных планах.

В мае вы выиграли праймериз от "Единой России" по Ленинскому району Кирова. Почему решили вообще пойти в депутаты городской думы?

- Я не могу сказать, что была удалена от политики. В 2013 году я осознанно вступила в "Единую Россию", воспринимая ее как правящую партию, которую ведет за  собой президент. Я считаю, что государственный служащий не имеет права идти в разрез с правящий партией и установкой президента. Если ты не согласен с политикой государства - уходи с госслужбы в бизнес.  

Когда мне говорят, что наши образовательные организации должны быть вне политики, я считаю, что это неправильно. Однозначно, мы не должны навязывать детям политические установки. Но основные ценности в вопросах национальной безопасности, гражданственности, общественного развития, образования очень схожи у всех политических партий. Их мы и должны культивировать. 

Как государственный служащий я считаю, что это моя обязанность и личная ответственность за мою работу, студентов, наших граждан и в целом за страну. 

Многие говорят, что я представляю аграрный вуз, зачем быть депутатом города? Мы находимся в Ленинском районе Кирова. Вуз - активный общественный центр, участвует во всех программах, которые реализует город. Мы уже давно ушли от позиции того, что вуз работает только на село. Мы готовим специалистов для перерабатывающих предприятий, специалистов по ремонту машин, даем экономическое образование, многие выпускники инженерного факультета работают на оборонных предприятиях. Мне кажется, мы - значимое звено, которое во многом определяет культурно-образовательную стратегию, молодежную политику города и региона.

Поэтому я приняла решение попробовать свои силы на депутатском поприще. Ректоры вузов города, коллектив меня поддержали. 

Я всей душой полюбила Киров и его жителей, прижилась здесь. Перевезла сюда семью. Никуда уезжать не собираюсь, свою личную и профессиональную жизнь я хочу строить в Кирове. Конечно, загадывать не буду. Есть Минсельхоз РФ, который в любой момент может мне приказать. До истечения контракта ректора у меня еще три года. Потом я могу продолжить здесь работать профессором или руководителем кафедры.

В апреле подписан Приказ о создании Военного учебного центра при Вятском ГАТУ. Зачем аграрному вузу военная кафедра?

- Мы делаем это не для университета, а для детей. Складывается такая ситуация. На практике они достигают с предприятиями договоренности о последующем трудоустройстве, но окончив вуз, уходят в армию. И, как правило, оттуда на село не возвращаются: или оседают в городе, или остаются служить по контракту. Для них ВУЦ - возможность получить военную подготовку во время обучения в вузе и сразу после выпуска включиться в работу. Это основная и главная задача, которую мы перед собой ставим.

И второе. Когда я смотрю на наших студентов, понимаю, что они очень патриотичные. Считаю, что военная подготовка поможет сформировать хороший мобилизационный ресурс для нашего государства и армии.

Мы видим ВУЦ не просто как военную кафедру, а как кластер, который объединяет наши оборонные, сельскохозяйственные предприятия, военкомат, ДОСААФ, общественные организации, МЧС, управление внутренних дел.

Я благодарю всех, кто поддержал нас в этой инициативе. Не скрываю, что просила письма поддержки со стороны всех значимых ведомств и личностей. Работа над проектом шла больше года. Защищать его будем осенью. Первый набор начнет обучение 1 сентября 2023 года.

Студенты один день в неделю будут заниматься на площадке ВУЦа, плюс планируются выезды в часть на полевые учения. Преподавать в ВУЦе будут как действующие офицеры, так и находящиеся в запасе. Для работы военного центра нужны кабинеты военной подготовки, тир, плац, отдельное оборудование и прочее. Что-то у нас уже есть, что-то планируем приобрести, над некоторыми моментами ведем переговоры с военными частями. 

Причем, обучение в ВУЦ – это не обязательство, а привилегия. Студентам предстоит пройти строгий отбор. Один из критериев - результаты сессии. Набор пойдет только со второго курса. Второе - медицинские показатели. Третье - тестирование по профессиональным знаниям. Если кто-то из ребят планирует поступить к нам только из-за военного билета, он должен понимать, что просто так его не дадут.

Какие изменения произошли в структуре вуза за последние годы?

- Мы создали специализированные учебные аудитории совместно с нашими партнерами, сформировали лабораторно-научный комплекс, расширили направления научной деятельности.

Что касается воспитательной работы, открыли большое количество творческих и спортивных кружков, региональных отделений общественных молодежных организаций - Российский союз сельской молодежи, студенческие отряды, Всероссийский отряд спасателей, военно-патриотический центр. Это программы, которые направлены на внутреннее развитие личности студентов.

Еще одно нововведение - работа с детьми. На сегодняшний день порядка 600 ребят от 1,5 до 14 лет занимаются в университете по разным программам дополнительного образования. Начиная от логопеда, заканчивая изучением биологии, химии, робототехники.

Вуз стал открытым, мы стали больше реализовывать совместных программ с правительством, профильными министерствами, сельхозпредприятиями, компаниями. 

В последнее время в университете обновился преподавательский состав, некоторые из сотрудников ушли. С чем это связано?

- Был период, когда из вуза ушли преподаватели. Но отмечу, что в основном это люди постпенсионного возраста. Обновление кадров было неминуемо. Мы перешли на другой формат работы, освоили программы онлайн-обучения, стали реализовывать больше практического обучения, расширили связи с хозяйствами. Встал вопрос выездов в сельхозпредприятия, заключения с ними хоздоговоров. Мы усилили практическое обучение студентов в соответствии с новыми технологиями. Многие преподаватели поняли, что они не успевают. 

Мы продолжаем работать над подготовкой молодых кадров. Найти специалистов из вне очень сложно. В последние годы пласт молодых ученых очень сократился. Мы сейчас пытаемся готовить свои кадры, заключаем договоры с ведущими вузами России - МГУ, Тимирязевкой - об обучении наших студентов по целевым договорам в аспирантуре. При этом ребята учатся там, но закладывают эксперименты у нас в регионе. 

Мы понимаем, что мотивация ребят идти в науку очень низкая, понятно, что будучи молодыми специалистами в сельхозпредприятиях они будут зарабатывать намного больше. Но мы делаем все, чтобы вырастить молодых ученых. В том числе ищем варианты их материальной мотивации. 

Как работает система дополнительного образования? 

- Студенты могут пройти дополнительные курсы по различным направлениям. Это позволяет, во-первых,  вывести их компетенции на новый уровень, во-вторых, расширить возможности при трудоустройстве. 

Направлений множество: ветэкспертиза, экологическая безопасность, обращение с отходами, ландшафтный дизайн, бухгалтерия, охотоведение. 

Пройти курсы могут и сотрудники предприятий. Специалисты получают удостоверения о повышении квалификации по окончании обучения, студенты - после выпуска из вуза. 

Каким образом вы сотрудничаете с сельхозпроизводителями и компаниями АПК в научной сфере?

- Со многими мы заключаем хоздоговоры. Например, испытываем удобрения, средства защиты, биодобавки, премиксы, ветеринарную продукцию, оборудование для лабораторий. Наши партнеры – крупные компании: ФосАгро, УРАЛХИМ, Сельхозбиогаз, ГК "Шанс", Щелково Агрохим, Нанолек, ЭкоМакс, RAPOOL, Биохимзавод, сеть медицинских клиник "Лайт".

В таком сотрудничестве выигрывают все. Компании получают фундаментальные исследования, могут улучшать свою продукцию, студенты - базу для научной работы, хозяйства – лучшие технологии для развития.

Вуз реализует проект «Экокампус». Что это такое?

- Мы видим его как кластер в Чистых Прудах. Можно провести аналогию со Сколково или Силиконовой долиной. Наш экокампус включает  в себя научные центры по генетике и селекции, садоводству, предпринимательству, инжиниринговый центр, ветеринарную клинику, крытый манеж для занятий детей в конюшне.

Плюс социальная инфраструктура - центр обучения детей, лицей для одаренных детей, дом молодого ученого, современное общежитие, коттеджный поселок для ведущих ученых. Кроме того, зона отдыха для горожан на берегу пруда со спортивными объектами. 

Вуз уже стал более открытым и для города, и для сельхозпредприятий. Что дальше?

- Три года назад мы были предпоследними в рейтинге аграрных вузов страны, по итогам 2021 года добрались уже до середины, планируем быть еще выше. Вошли в первую лигу в предметном национальном агрегированном рейтинге. Мы повысили уровень вступительных баллов с до 56 до 65. Эти цифры уже говорят о другом уровне качества подготовки и восприятия абитуриентами нашего вуза. 

Мы сотрудничаем с учреждениями города, проводим различные мероприятия, конференции, в том числе всероссийские. 

Я прихожу на работу к семи утра и уже вижу в стенах вуза студентов. Ухожу после 9 вечера и вновь прохожу мимо ребят, которые занимаются или общаются в коворкинге. Мне приятно видеть их улыбки. Я понимаю, что им приятно находится в стенах вуза, он стал им вторым домой, и это не просто слова.

Университет изменился. Надеюсь, это видят все.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий