Специалисты датировали их 19 веком. Помещения хорошо сохранились, несмотря на незначительные разрушения. Появились они не столько из-за времени, сколько из-за того, что в советские времена здесь проложили теплотрассу.
- Я склоняюсь к тому, что это не подземные ходы, а какие-то хозяйственные помещения, поскольку ранее над ними были расположены два одноэтажных кирпичных нежилых строения, - говорит Михаил Ус, начальник областного управления охраны объектов культурного наследия. - Это подтверждает и небольшая глубина залегания кладки – она несильно опускается от уровня окон цокольного этажа. Пока остается неясным, соединялись ли помещения между собой и домами, то есть, являлись ли непосредственно подземными ходами. Установить это можно будет только после археологической экспертизы, которую мы планируем провести. Пока же объект будет законсервирован, и в будущем мы планируем включить его в предмет охраны объекта культурного наследия комплекс домов служителей Спасского собора, тем более, что находится он как раз в его границах.
Забытое открытие
Известный краевед Анатолий Фокин отмечает, что на самом деле помещения во дворах Казанской и Преображенской нельзя назвать «открытиями», ведь впервые их обнаружили еще в 1970 году при похожих обстоятельствах. Тогда рабочие прокладывали во дворах телефонный кабель.
После изучения и описания, найденный ход засыпали. Это обычная практика, которая помогает предотвратить разрушение таких культурных объектов. Спустя некоторое время ход вновь фигурировал
в новостях: как оказалось, один из местных жителей отгородил часть подземного помещения и хранил там картошку. Затем о ходе вновь забыли, и вспомнили лишь сейчас.
По словам кировских историков, аналогичные, хотя и меньших размеров конструкции ранее находили в комплексе усадьбы Филипповых на улице Московской, 9. Предполагается, что использовались они для перехода между домами или в качестве складских помещений. Точнее определить назначение помещений можно будет только после экспертизы.
Подземная Вятка
Интересен найденный ход не только сам по себе, но и в свете известной в Кирове теории, приверженцы которой считают, что под городом есть целая сеть подземных ходов. По их мнению, она связывала церковные строения и дома обычных граждан.
Краевед Анатолий Фокин занимается изучением подземных ходов уже не первый десяток лет. В 2000 году в свет вышла его книга «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды». По его словам, найденный ход подтверждает эту теорию: ведь если подземное сообщение существовало между двумя домами, где жили клирики, то ходы должны быть и между главными религиозными постройками – церквями и соборами.
Центром сети подземных ходов, по мнению краеведа, был Кафедральный собор, а точнее, находившийся южнее дом архиерея. В советские времена особняк отдали под Дворец пионеров. Его сотрудница, Зинаида Сорокина, вела здесь краеведческий кружок. По ее словам, в 40-х годах недалеко от здания обвалилась земля, и на этом месте открылся потайной ход.
Вместе с группой пионеров Сорокина обследовала часть хода, ведущую в сторону Трифонова монастыря. Он имел кирпичный свод и шел к берегу оврага Засора в направлении средней башни Хлыновского кремля, затем поворачивал в сторону мужского монастыря и спускался вниз к улице Спасской. Однако пройти до конца тоннеля пионеры не смогли: пол был влажным и скользким, а воздух «тяжелым».
Об аналогичном потайном ходе, ведущем к Кафедральному собору,
рассказывал и ведущий фотокружка все в том же Дворце пионеров. По его словам, в полу фотолаборатории, находившейся в северо-восточном крыле здания, было небольшое отверстие, ведущее в подземный ход. У детей оно пользовалось большой популярностью, в связи с чем в 1959 году вход закрыли плитой и забетонировали. Некоторые исследователи предполагают, что именно этот ход обнаружили в 1983 году строители, которые прокладывали траншею по улице Московской.
Пещерная церковь
Еще один ход, в существовании которого уверены многие кировские краеведы, был необычным. Он вел от дома архиерея к уникальному наследию старинной Вятки – пещерной церкви, которая находилась под Кафедральным собором.
По преданию, она была построена в 1871 году. В ней хранились части святых мощей угодников Божьих, почивающих в Киевских пещерах. Реликвии из Киево-Печерской лавры лично получил кафедральный протоиерей Стефан.
Существование хода подтверждает тот факт, что в 1925 году его обследовали сотрудники губернского музея. 10 лет спустя туда спускалась еще одна группа краеведов и даже обнаружила внутри гроб с человеческими костями.
По словам Анатолия Фокина, помещения церкви остались нетронутыми и по сей день – осталось лишь найти проход, который к ним ведет.
Скрытое озеро
Нашлось в легендах о древней Вятке место и таинственному озеру, скрытому под землей.
- Эта легенда может иметь под собой реальную основу. Речь здесь может идти о потайном ходе, который соединял уже упоминавшийся дом архиерея с главным зданием Кафедрального собора. Часть этого пути, предположительно, проходила под мостом, и в этом месте тек небольшой ручей. Постепенно культурный слой становился больше и вскоре мост оказался уже под землей, и получился своеобразный грот, где скопилась вода.
Согласно преданиям, еще один подземный ход вел из дома архиерея
в женский монастырь. Другой тоннель соединял женскую и мужскую обители, а третий вел от женского монастыря к Раздерихинскому оврагу.
Спорный вопрос
Однако не все специалисты верят в существование в старой Вятке сетии подземных ходов. Противоположную точку зрения высказал заведующий археологической лабораторией Алексей Кайсин.
- Пока приходиться признать, что достоверных сведений о конкретных объектах, которые мы могли бы назвать подземными ходами, пока нет. То, что принимают за них – это подпольные и подфундаментные конструкции. Алексей Фокин часто берет за основу воспоминания школьников 20-60-х годов прошлого века, но дети за подземный ход могли принять и другое сооружение. Вместе с тем, легенды о подземных ходах крайне интересны с точки зрения исследования городского фольклора.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма ВятГУ и основатель проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов придерживается нейтральной точки зрения:
- Я считаю, что истина где-то по середине: дыма без огня быть не может, а у нас имеется очень много свидетельств очевидцев, которые рассказывают о подземных ходах и о том, как они в них побывали. Есть, безусловно, и мифы, и байки, которые существуют как часть фольклора. Но, все же я уверен, что какие-то коммуникации определенно были, ведь ученые подтвердили и существование хода из архиерейского дома, и пещерной церкви.
Фото: управление государственной охраны объектов культурного наследия
Комментарии отсутствуют