После Великой Отечественной войны АПК СССР находился в плачевном состоянии. Не только из-за нехватки кадров, но и отсталых средств производства. Исправить это должны были машиноиспытательные станции (МИС), которые начали открываться в 1948 году. Их главная цель – проектирование и создание высокопродуктивных сельхозмашин и оборудования для лесного хозяйства. Упор делался на зональный принцип оценки: машины испытывали и оценивали в тех почвенно-климатических зонах, для которых они предназначены. Кировская МИС, одна из самых маленьких, была открыта в 1957 году в Оричах.
- Еще со времен СССР за каждой МИС закрепилась специализация. У нас мощности по сравнению с другими станциями небольшие. Работаем с машинами для предпосевной обработки почвы, зерноочистительным оборудованием, техникой для заготовки сена и силоса, уборки картофеля, сеялками, машинами для механизации животноводческих ферм. Иногда и тракторы испытываем. Но их чаще всего отдают на испытания в другие регионы, поэтому “Кировцы” или БТЗ у нас редкие гости, - объясняет Владимир Питиримов.
От результатов испытаний техники в МИС зависит, получит завод-изготовитель субсидии по программе 1432 или нет.
- Сегодня государственное задание - наша основная работа. Однако занимаемся немного и предпринимательской деятельностью по конкретным запросам, наш главный клиент в регионе – Слободской машиностроительный завод. С сельхозпроизводителями чаще всего сотрудничаем по каким-то проблемным вопросам. Например, когда какая-нибудь техника не работает или работает не так, как надо. Мы проводим испытания, определяем качественные показатели и сравниваем их с нормативной документацией, - объясняет Владимир Леонидович.
Знаки судьбы
Удивительно, но окна родительского дома Владимира Питимирова выходят на Оричевскую МИС. Возможно, в некотором роде такая близость к машинам повлияла на выбор профессии – инженер-механик.
- Я поступил в сельхозакадемию, моя специализация - механизация сельского хозяйства. Но понимал, что, если не смогу найти работу в АПК, то все равно без дела не останусь. Все-таки инженер-механик - это не только про сельское хозяйство, машины они и в городе машины.
Владимиру Леонидовичу предлагали продолжить обучение в аспирантуре, заняться преподавательской деятельностью, но лекции и научная работа его не привлекали - хотелось трудиться в полях.
-Сначала пытался устроиться на производство в родном Оричевском районе, но оказалось, что в тот момент никому работники были не нужны. А спустя несколько недель мне, вчерашнему студенту, звонит глава Оричей и приглашает на работу, и не какую-то, а замглавы администрации! Я согласился и проработал его помощником около четырех лет. Но все время чувствовал, что я не на своем месте. Поэтому решил уйти.
К тому времени Владимир обзавелся знакомыми в самых разных сферах. И устроился в строительную фирму, которая занималась строительством инженерных сетей.
- Я стал начальником участка. Работа была интересная, но мне по-прежнему чего-то не хватало, - вспоминает Владимир.
Новым местом работы специалиста стала ТСК «Мотор», где он стал ассистентом сервиса. Но и здесь надолго Владимир Питиримов не задержался. Через год, в 2017 году, он перешел на работу в МИС.
- Как это получилось - до сих пор удивляюсь. Помню, что в рабочий день мне позвонили и пригласили поработать. Я тогда еще толком и не знал, что это за работа, но согласился - почему бы и не попробовать. И потом, когда уже начал работу на станции, ко мне подошел главный инженер и спросил: помню ли я, как практику у них проходил, когда в академии учился? А я напрочь об этом забыл!
Советское наследие
Каждый день Владимира Леонидовича начинается с планерки. А потом - горы бумажной работы. Впрочем, характер берет свое и усидеть на месте руководителю сложно.
-Большая часть моей работы сейчас - с документами, так как мы учреждение бюджетное. Но я стараюсь целый день за столом не сидеть, хожу, проверяю, как коллеги работают. Загрузка разная в зависимости от сезона: то вялотекущая работа, а то не знаешь, когда и выдохнуть. Отдельная головная боль - наше имущество. У меня под началом работают 30 человек, хотя станция рассчитана на большее количество сотрудников. Есть 6 гектаров земли, кое-какие производственные помещения. Все это понемногу приобретает заброшенный вид. Кажется, что проще было бы от всего этого избавиться, и издержек бы тогда было меньше. Вот, например, МИС в свое время построила для своих работников пять хозяйственных построек к домам, я их недавно передал органам местного самоуправления как непрофильные объекты.
Выполнить и перевыполнить
Каждый год перед Кировской МИС ставят план - испытать определенное количество единиц техники.
- Когда я только пришел, было так: доводится план с необходимостью испытать 40 единиц техники. Какой? Да любой. Мы могли взять по единице техники из разных сельхозпредприятий района и области. Теперь система изменилась. Помимо того что изменился вид испытаний, выросла и стоимость, соответственно, их количество уменьшается последние годы, средняя цифра - 25. Сейчас у нас есть конкретный план - мы должны испытать такую-то машину такого-то завода. Процедура проста: мы звоним на завод, узнаем, контакты, кому они технику продавали. Потом договариваемся с хозяйством, приезжаем и испытываем.
Помимо госзадания МИС работает по договорам. Поэтому в среднем за год может провести до 100 испытаний.
Интересные задачи
Специалистам МИС приходится решать самые разные задачи. Иногда это стандартная проверка техники на безопасность, но бывают задачи и поинтереснее.
- К нам обратился завод по производству зерновых норий. Они решили сменить поставщика ковшей. А тот предложил «улучшить» ковш, добавив ему объема для зачерпывания зерна. Во время испытаний мы выяснили, что из-за этого увеличилась обратная сыпь зерна. В итоге поставщик снял точную копию ковшей у завода, а от улучшений, которые оказались и не очень-то улучшениями, отказался.
Однажды к специалистам Кировской МИС обратилось одно из оборонных предприятий. Завод начал диверсифицировать производство и занялся выпуском сеялок.
- Мы приехали на испытания и сразу увидели несколько технических отказов. Элементарно – болты не выдерживают нагрузки. Работу свою сделали, протокол по результатам испытаний составили. Затем связались с конструкторами, чтобы выяснить, как же так получилось. Они и объяснили: мол, все прекрасно понимаем, но болты, которые ставим на продукцию для оборонки, ставить не можем – они дороже самой сеялки стоят, поэтому остановили выбор на дешевых.
Примером эффективной работы завода-изготовителя и МИС можно считать проведение испытаний импортной зерносушилки в одном из хозяйств Кировской области. Агроном посчитал, что сушилка выдает не те показатели, которые указал производитель в техдокументации.
- Мы провели испытания, и определили, что фактические показатели работы машины, и правда, ниже заявленных. Завод-изготовитель недочеты признал и доработал сушилку не только в хозяйстве, но и все последующие машины этой модели.
Безопасность - прежде всего
Одна из главных задач специалистов МИС - проверять технику на безопасность и соответствие ГОСТам, то есть ее проводить сертификационные испытания.
- Сейчас ситуация печальная. Почти все образцы, которые нам привозят, оказываются с какими-нибудь нарушениями. Устранить их для заводов несложно. Но зачастую делают они это только на тех образцах, которые предоставляют на испытания. Иду иногда по выставке, вижу машину, которую мы испытали. Но понимаю, что наши рекомендации не были учтены, недочеты остались, – сокрушается Владимир Леонидович. – Трудно сказать, почему так происходит. Мне кажется, что не столько из-за желания производителей удешевить технику, сколько из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, конструкторов. Но, конечно, так делают не все.
Пару лет назад МИС сотрудничала с производителей тракторов. Они тогда начали переводить машины на альтернативные источники топлива, в частности, газ.
- Нам на испытания привезли трактор с установленными на крыше баллонами газа. Но из-за них угол поперечной статической устойчивости был меньше положенного, то есть, трактор мог легко опрокинуться при езде по наклонной поверхности. Мы указали на это. Конструкторы модель дорабатывают.
Работа для энтузиастов
Работа в МИС непростая: приходится часто ездить в командировки, находить общий язык и с заводами, и с сельхозпроизводителями, обновлять знания, ведь техника постоянно улучшается.
- Раньше было 16 МИС, но тяжелые годы пережили не все. Как рассказывали мне старожилы, где-то зарплаты не платили, в командировки ездили, так прямо в поле спали на стогах. Условия были тяжелые. Поэтому те станции, которые остались, выжили благодаря энтузиазму специалистов. И сейчас у нас проблем немало. Но мы стараемся, работаем на совесть, ведь требования к безопасности техники не с потолка взяты, они буквально кровью написаны, сколько было несчастных случаев!
Чтобы Кировская МИС продолжала работать, нужны не только увлеченные своим делом сотрудники, но и финансовая отдача. В планах Владимира Питиримова - больше работы с частными заказами и расширение области аккредитации испытательного центра.
А если все пойдет по плану, то скоро на станции вплотную займутся растениеводством, начальные площади для этого - 200 гектаров - есть. Но так далеко директор Кировской МИС пока не загадывает.
Комментарии отсутствуют