Славные трудом и доблестью: история Вятских Полян

Вятскополянский район - самый южный в Кировской области. Его центр - город Вятские Поляны - расположился на правом берегу реки Вятки, совсем недалеко от границ Татарстана и Удмуртии. Официально, как город, районная столица появилась в 1942 году, но история поселения начинается задолго до этой даты.

До середины XVI века на землях в нижнем течении Вятки жили удмурты, марийцы и татары. Их поселения, в том числе и Ошторма-Бодья, находившаяся на месте современных Вятских Полян, подчинялись Казанскому ханству.

У последнего с Русским царством были напряженные отношения. В 1547 году Иван Грозный возглавил свой первый поход на Казань, и спустя 5 лет и еще две военных кампании столица ханства была взята. С этого времени начинается освоение Вятского края русскими. 

Вятские полянки

Однажды преподобный Трифон, основатель Вятского Успенского монастыря, спускался на ушкуях по Вятке и увидел безлюдные земли. Их красота так очаровала его, что он обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой отдать ему необжитые “вятские полянки”.

В 1595 году игумен получил дарственную грамоту на владение этими землями и осенью предъявил ее казанскому воеводе Ивану Воротынскому. Тот распорядился отвести преподобному Трифону огромные пахотные, луговые, лесные и рыболовные угодья.

Спустя год в низовьях Вятки монахи построили Рождественский монастырь с двумя храмами и кельями. Трифон перевел сюда часть Вобловицкой волости, позже у монастыря поселились крепостные, бежавшие из Новгородской и Суздальской губерний. Так появились Вятские Полянки. 

Восставшее из пепла

Село быстро развивалось. Помогало и удачное расположение на оживленном торговом пути с Вятки на Волгу, и то, что земли были монастырские, а значит, крестьяне несли меньше налог и тягот.

По переписи 1646 года в Полянах числился 91 двор, но из-за эпидемии 1656 года, охватившей все Поволжье, почти все жители села погибли, а живые - разбежались. После окончания мора в село стали возвращаться люди, домах селились крестьяне из соседних деревень, и население Полянок не только восстановилось, но и выросло. 

Тяжелые времена

В 1759 году для жителей Вятских Полянок настали тяжелые времена. Из-за развития промышленности все деревни в Вятскополянском округе приписали к заводам: Ижевскому, Воткинскому и Пыжманскому. Это подорвало экономику крестьянских хозяйств. Спустя пять лет положение ухудшил указ Екатерины II о лишении монастырей земель вместе с крестьянами в пользу государства. В этот же год перестала существовать Рождественская обитель.

Недовольство народа росло и скоро нашло выход в поддержке крестьянского восстания 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. Село было вне театра военных действий, но его жители старались помогать бунтовщикам. Не без их помощи пугачевцы заняли Мензелинск, Елабугу и Мамадыш. Работные люди пыжманского медеплавильного завода, находившегося в 15 км от Вятских Полян, отлили несколько пушек и передали их в лагерь восставших. 

Торговый центр

Пугачевское восстание мало отразилось на жизни крестьян из Вятских Полян. Они продолжали активно торговать, сплавляя по Вятке в Поволжье хлеб и лес. Село становилось крупным торговым центром, через него проходили почтовые и торговые пути. Жители занимались земледелием и кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным.

Поэтому в 1780 году Екатерина II, изменяя административное деление империи, сделала Вятские Полянки волостным центром, входящим в Малмыжский уезд. В 1897 году на карте империи появилась Вятско-Полянская волость. 

Камень преткновения

До начала XX века Вятские Поляны жили торговлей и сельским хозяйством. Все изменилось в 1915 году, когда здесь началось строительство части Екатеринбургской железной дороги, соединившей Москву и Екатеринбург, и железнодорожного моста через Вятку. Мост построили в рекордные сроки - за 14,5 месяца.

Новая транспортная развязка в 1919 году стала местом ожесточенных боев красной и белой армий. Здесь проходила линия фронта, потому что по железной дороге для войск адмирала Колчака, наступавших с Урала, открывался прямой путь на Казань. В селе разместили Реввоенсовет, штаб, политотдел, ЧК Второй Армии и сформировали знаменитую 28-ю Азинскую дивизию, получившую позднее название “Железной”. 

Гражданская война

Для обороны на левобережье создали 7-километровую линию укреплений из нескольких пулеметных точек, артиллерийских орудий, сплошной линии траншей и окопов.

В начале мая 1919 года части Красной Армии отступили за реку. Положение было настолько серьезным, что мост пришлось заминировать: колчаковцы были в 30 верстах от Вятки.

15-16 мая части Сибирской армии Колчака приблизились вплотную к линии укрепрайона, захватили села Суши и Сосновка, заняли левобережье напротив Малмыжа. До 25 мая на подступах к оборонительной линии шли ожесточенные бои, некоторые позиции переходили из рук в руки.

24 мая красные начали переправлять войска через Вятку для контрнаступления. 25 мая на территории плацдарма шло кровопролитное сражение, белые начали отступать. На следующий день уличные бои шли в деревнях Сухая Река и Виноградово, где войска Колчака тоже отступили. Через неделю белогвардейцы совсем ушли из Вятскополянского района.

Как итог: частям Красной армии удалось остановить продвижение Сибирской армии к Казани и сохранить недавно построенный мост через реку. 

Время советской власти

Благодаря железнодорожному мосту Вятские Поляны стали логистическим центром губернии. Вскоре здесь появилась электростанция, шпульная фабрика, устойчивая телефонная связь, радио и телеграф. Село стало рабочим поселком.

В 1941 году в Вятские Поляны вместе с рабочими и их семьями эвакуировали несколько заводов, в том числе машиностроительный завод, который разместили в цехах шпульной фабрики. Конструкторское бюро предприятия возглавил Георгий Шпагин, который годом ранее разработал новые пистолеты-пулеметы, принятые на вооружение Красной Армией. За изобретение и конструирование ППШ образца 1941 года Шпагину было присвоено звание лауреата Сталинской премии.

Именно массовое производство ППШ поручили наладить на Вятско-Полянском машиностроительном заводе Шпагину. За годы войны здесь изготовили более 2,5 миллионов ППШ. А Вятские Поляны в 1942 году получили статус города: население по сравнению с довоенным выросло в 3 раза - до 30 тысяч человек.  

Мирная жизнь

После войны жизнь потекла своим чередом, город продолжал развиваться и расти. Большая часть заводов, эвакуированных в Вятские Поляны во время войны, так тут и остались, но стали выпускать преимущественно гражданскую продукцию: патефоны и мотороллеры.

В 1948 году в Вятских Полянах начал работу домостроительный комбинат, в 1955-м двери для студентов открыл механический техникум, через год в городе основали мебельную фабрику.

Послевоенное время стало периодом расцвета в городе и районе сельского хозяйства. Началось все с слияния в 1950 году мелких колхозов: 72 сельхозартели объединили в 34 хозяйства. Начал работу маслозавод и плодоовощной комбинат, птицефабрика, молокозавод.

Сейчас в городе работают предприятия тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В этой сфере работают 84 предприятия и трудятся 4 тысячи человек. В 2021 году промышленной продукции отгрузили на 6,3 млрд рублей. А не так давно на территории города начала действовать территория опережающего социально-экономического развития. 

Известные уроженцы

Вятские Поляны - родина советского и российского военного летчика, полковника, заслуженного летчика-испытателя СССР и Героя Российской Федерации Владимира Горбунова.

Он родился в 1946 году в семье служащих. В школе ходил в авиамодельный кружок при Доме пионеров, посещал курсы при нем и со всей страстью увлекается этим делом. В 14 лет он стал чемпионом РСФСР по авиамодельному спорту. Учился Владимир Горбунов в Московском авиационном институте, где со второго курса занимался в аэроклубе. Затем окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков и пять лет отслужил в частях ВВС СССР.

В 1974 году его перевели на летно-испытательную работу и за более чем 20-летнюю карьеру летчика-испытателя он поучаствовал в испытаниях самолетов семейств МиГ (МиГ-23, МиГ-25ПД, МиГ-27К, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ и их модификаций) и Су (Су-17М3). На многих самолетах выполнил первый полет: МиГ-21-93 (1995), МиГ-29СМТ (1998), МиГ-29УБТ (1998).

Еще один известный уроженец Вятских Полян - Владислав Василевич. Это советский и российский геоботаник, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Он родился в 1935 году в учительской семье. С детства интересовался ботаникой, так как отец писал кандидатскую диссертацию по исследованию лугов Вятки и брал сына с собой в экспедиции.

Владислав Иванович учился на биолого-почвенном факультете Ленинградского университета, на кафедре геоботаники. После выпуска остался учиться в аспирантуре, где работал над диссертацией «Геоботанический анализ сосновых боров европейской части СССР».

Ученый участвовал в крупных научных экспедициях в Северный Дагестан и Калмыкию, Казахстан, Таймыр, Полярный Урал. Возглавил Северо-Западную экспедицию БИН, в ходе которой ученые собрали огромное число материалов по исследованию растительности Северо-Запада.

Защитил докторскую диссертацию «Статистические методы в геоботанике» и опубликовал книгу под тем же названием, которая на долгое время стала «настольной книгой» для геоботаников СССР.

В последнее время Владислав Василевич заведовал лабораторией «Растительность лесной зоны» БИН РАН и являлся вице-президентом Русского ботанического общества.

С 1997 года он работал профессором на кафедре геоботаники и экологии растений СПбГУ, где читает лекции по теоретической геоботанике, курсы «Растительность Северо-Запада России» и «Геоботаническое районирование».


Фото: архив Вятско-Полянского исторического музея

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий