Русские аграрные праздники: как славяне обеспечивали плодородие земли

Печение «козулей» и блинов, похороны русалок, хлестание друг друга вербами и плетение венков из берёзы. Всё это — элементы русских аграрных праздников. Некоторые из них знакомы многим, другие стали пережитком прошлого.

«Масленица». П.Н. Грузинский, 1889 г.
«Масленица». П.Н. Грузинский, 1889 г.
Например, Масленица и сейчас — один из самых любимых народных праздников, граница между зимой и весной. Отмечалась она в течение недели перед Великим постом.

 

За ней на Руси следовали Зелёные святки, или русальная неделя, и главный её день — Семик. Эти праздники знаменовали конец весны и начало лета. Выпадали они на период с Вознесения, то есть с 40-го дня по Пасхе. День Ивана Купалы отмечается седьмого июля и посвящён летнему солнцестоянию. Заканчивался сезон праздником жатвы и завершением основных сельскохозяйственных работ.

 

Эти праздники, несмотря на своё языческое происхождение, сосуществовали в культуре наряду с праздниками православного календаря. Объединяет их, как считает один из создателей современной теории текста, учёный-фольклорист с мировым именем Владимир Пропп два момента. Первый — важное аграрное значение для крестьян, жизнь которых зависела от плодородия земли. Второй — схожие элементы обрядов. Подробнее о них и расскажем. 

Поминовение усопших

Первый из обрядов — поминовение усопших. Даже самый весёлый и яркий праздник — Масленица — не лишён этой части. Более того, её главный символ — блины — и есть ни что иное как поминальная еда. Так, в некоторых губерниях первый блин отдавали нищим на помин усопшим, где-то за упокой души его съедали набожные женщины, а в Тамбовской губернии его клали на слуховое окошко для родительских душ. В последний день Масленицы существовал ещё один обычай: крестьяне ездили на кладбища и поклонялись праху родных.

 

С поминовением усопших связана Радоница, которая отмечалась во вторник второй недели после Пасхи. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких, и женщины начинали причитать.

 

Семик, четверг русальной недели, тоже нередко встречали на могилах родителей, где после поминовения ели яичницу или драчену — разновидность омлета. И на этом поминовение усопших до следующего года прекращалось, если не считать несколько дат, установленных церковью, например, «родительских суббот».

 

Почему же эти обряды заканчиваются в весенний период? Здесь Пропп, опираясь на собственные исследования, отмечает, что время между двумя солнцеворотами — время пробуждения сил земли. А по представлениям древних земледельцев умершие продолжали жить под землёй и имели над ней большую власть, чем живые. Например, могли заставить землю дать богатый урожай.

 

Так и получалось, что весна, время пробуждения земли, сочетала в себе заботу и о посевах, и об усопших, которые как бы представляли с землёй одно целое. Главная цель этих обрядов — приобщить покойников к кругообороту жизни. Поэтому в обрядовых блюдах часто использовались яйца, которые приписывали свойства воссоздания и воскрешения жизни. 
Семик. Обряд кумления. XIX век
Семик. Обряд кумления. XIX век

Обрядовая еда

Обрядовая еда — ещё один элемент, который объединяет часть русских аграрных праздников. Ярче всего это прослеживается на примере Масленицы, когда было принято есть как можно больше и без всякой меры.

 

Вероятно, обычай этот остался со времён, когда Новый год славяне отмечали в марте, перед Масленицей. И так как считалось, что обилие еды в первый день года обеспечивает её изобилие до следующего нового года, то стремились как можно больше пировать. С принятием христианства Новый год стали праздновать первого сентября, а при Петре I — первого января, а традиция наедаться на Масленицу так и сохранилась.

 

На празднование встречи весны — 22 марта по новому стилю — пекли изображения птиц и жаворонков. А 23 апреля, в Егорьев день, когда крестьяне впервые выгоняли скот и лошадей на пастбища, было принято печь «козули» в форме этих животных. Обрядовым печеньем сопровождалось и завивание венков на Семик. 

Культ растений

Ориентированность праздников на сельскохозяйственный сезон обусловила связь их с растительным миром. Культ растений можно проследить в праздновании Масленицы, когда в село вносили украшенное дерево, а в некоторых губерниях и сама Масленица изображалась в виде дерева.

 

Ещё одна традиция принесена христианством, но корни её языческие. Речь идёт о Вербном воскресенье. У славян вербные серёжки — первые вестники весны — считались сосредоточием растительной силы. Люди верили, что они могут защитить от лихорадки и других хворей, вылечить бесплодие, а ветви дерева имели охранительную силу и защищали дом от непогоды и молний.

 

Был обычай слегка ударять друг друга ветками вербы. Это, согласно верованиям, благотворно сказывалось на человеке. Церковь же трансформировала эти традиции в Вербное воскресенье, когда праздновался въезд Христа в Иерусалим. Народ по пути его шествия бросал пальмовые ветви, которые и символизировали ветки вербы.

 

Ярче всего культ растений проявлялся во время празднования русальной недели, называемой ещё Зелёными святками. Крестьяне разносили и расставляли по домам ветки берёзы, а затем выбирали в лесу одну берёзу, оставляли на ней зарубку и украшали. Под этим деревом участники обряда пировали, затем завивали венки, срубали дерево и торжественно вносили в деревню, где гуляние продолжалось: люди водили хороводы, пели песни, уничтожали дерево, а затем гадали на венках, сплетённых из его веток.

 

— Внесение обряженного дерева из леса на поле и в жилище представляло собой попытку использовать растительную силу дерева в земледельческих целях и передать её от деревьев земле и злакам, — отмечает Пропп.
Именно поэтому место для завивания венков старались выбрать рядом с ржаным полем, чтобы урожай был лучше.

 

Лето — время бурного цветения растений, солнцеворота и самого длинного дня в году. Церковь приурочила к этому периоду день празднование дня рождения Иоанна Крестителя, а в народе его именовали Иваном Купалой.
Так как земля полна сил, то помогать ей уже не нужно, а потому славяне старались, наоборот, взять от неё всё, что можно. Принято было собирать целебные и другие травы. Обычно этим занимались знахари и те, кто промышлял колдовством.

 

После праздника Ивана Купалы аграрные обряды прекращаются и возобновляются с началом жатвы — зажинками. Первый сноп — «зажиночный» — шёл не в стог, его торжественно вносили в дом, ставили в передний угол и украшали венками из цветов и трав. Обмолачивали его отдельно и самым первым.

 

Конец жатвы тоже сопровождался обрядами. Несколько колосьев оставляли несжатыми, это называлось «борода». Её завивали, как в обряде с берёзовыми венками. При этом к «бороде» нельзя было прикасаться голой рукой, чтобы из колосьев не ушла сила. Иногда её «заламывали» и пригибали к земле или даже закапывали. Смысл обряда простой: сила, которую земля отдала в зерно, обратно ей возвращается, тем самым гарантируя хороший урожай на следующий год.

 

Иногда в дом вносили и последний сноп, который назывался «дожиночный». Его украшали лентами и венками, и оставляли в доме до Покрова, после которого скармливали скоту, или до посева, когда им засевали поле. 
«Троицын день». П.А. Суходольский, 1884 г.
«Троицын день». П.А. Суходольский, 1884 г.

Игрища и увеселения

Самым весёлым праздником в году была Масленица. Одним из популярных в некоторых губерниях и среди богатых увеселением были скачки, а у простонародья — кулачные бои.
Масленица — праздник женатой молодёжи, поэтому в центре многих увеселений оказывались счастливые пары. Только что связавшие себя узами брака девушки и мужчины должны были на глазах у всего селения скатиться на санках с горы или прокатиться в санях по улицам.

 

Один из почти забытых и малоизвестных обычаев Масленицы — это так называемый целовник. Обычай этот существовал в Вятской губернии ещё в конце XIX века. Целовник состоял в том, что в масленичную субботу «подгулявшая деревенская молодёжь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу… Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней».

 

На русальную неделю главным героем оказывается холостая молодёжь, отсюда — эротический подтекст некоторых элементов. Так, известен обряд кумовства. После завивания венков из берёзок в лесу девушки подвешивали к ним свои крестики, а затем сквозь венки целовались. После устраивался пир, куда приглашали молодых людей. В ходе веселья девушки выбирали себе парня и, «обнявшись с ним, гуляли у всех на глазах».

 

Смысл этого обряда — в солидарности женщин. Кроме того, венок из берёзы содержит в себе растительную силу, поэтому через него рожающая сила земли передаётся молодым девушкам, наделяя их силой материнства. 
«Жатва на Украине». Н.К. Пимоненко, 1896 г.
«Жатва на Украине». Н.К. Пимоненко, 1896 г.

Смерть

Начав с похоронной еды, мы заканчиваем похоронными обрядами. Самый известный из них — проводы и сжигание Масленицы, которые представляют собой похоронную процессию. Хоронили её чаще всего за деревней и, что важнее — на засеянном поле. Горящие головни чучела участники обряда раскидывали по всем прилегающим озимым посевам, которые благодаря этому должны были дружно взойти в следующем году. А домашние чучела сжигали в печи или разрывали и бросали скоту, что должно обеспечивало по поверьям его плодовитость.

 

Аналогичным образом уничтожалась берёзка, которую выбирали на русальную неделю. Дерево либо бросали в ржаное поле, либо топили в воде. Какой смысл заложен в этом обряде? Берёза, как первое и яркое весеннее дерево, считалось вместилищем растительных сил. Их и пытались славяне передать полям. В случае же с топлением считалось, что «брошенная в пруд берёза обеспечивает на всё лето достаточное количество влаги».

 

Основной обряд русальной недели — проводы-похороны русалок, которые напоминают проводы Масленицы: русалок выпроваживают из деревни в поле, вновь ржаное. Чучела этих водных обитательниц также разрывают.

 

Мотив смерти встречается и в праздновании Ивана Купалы. Здесь мы имеем разжигание огромных костров и перепрыгивание через них. При этом участники сжигали берёзку или уничтожали чучело, нередко — под песни, напоминающие похоронные плачи.

 

— Изучение старых русских бытовых, преимущественно крестьянских праздников… во многих отношениях поучительно и полезно. Оно интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но и для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом, — резюмирует Владимир Пропп.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий