Похоронная символика и оливье: история появления Нового года в России

Сперва он считался привилегией для дворян, после — «буржуазным предрассудком». Его дважды запрещали и не принимали из-за чужеродности, но он все равно стал неотъемлемой частью русской культуры.

Новый год в России как праздник не имеет глубоких исторических корней, но его судьба все равно интересна, ведь в ней найдется место и мифологическим символам, и фольклорным образам, и европейским заимствованиям. 

Фото: vyatkawalks
Фото: vyatkawalks

Новый год на Руси праздновался 1 марта, когда начинались работы в поле. Иногда он совмещался с днем весеннего равноденствия — 22 марта. После принятия христианства в 988 году и перехода на византийский календарь некоторые стали отмечать этот праздник 1 сентября — после завершения сельхозработ, в день Семена Летопроводца. Именно эту дату празднования и для мирян, и для церкви официально закрепил в 1492 году царь Иоанн III.

Празднования были масштабными: на Соборной площади Кремля ставились помосты для царя и патриарха. Сначала с новолетием их поздравлял старший боярин, затем остальные присутствующие — от дворян до стрельцов. После в столице разворачивались веселые гуляния, а в полночь раздавался пушечный выстрел и звонили колокола. 

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885
«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885

Реформы Петра I и иноземный праздник

Все изменилось во время правления Петра I. После первой поездки в Европу в 1698-1699 годах будущий император возвращается на родину вдохновленный европейской культурой и «устраивает экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря».

1700-й год он повелел праздновать с 1 января, как делали в христианских странах за рубежом.

Кроме новой даты празднования в указе Петр прописал первые традиции проведения торжества. Например, длилось оно теперь неделю, и каждый вечер возле Кремля гремели пушки. Дома и улицы города царь повелел украсить сосновыми, можжевеловыми и еловыми веточками.

— Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на зимних праздниках, — отмечает в своей книге «Русская елка: история, мифология, литература» Елена Душечкина. — После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия… Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутым у ворот) опознавались кабаки.

Одной из причин, почему традиция поначалу не прижилась, особенно в деревне — мрачная символика ели в русской народной культуре, которая считалась деревом смерти. Например, существовал обычай зарывать самоубийц между двумя елками, еловыми ветками укладывали пол в помещении, где лежал покойник, их бросали в могилу.

Возрождаться елочная «культура» стала двумя веками позже. Правда, речь шла не столько об украшениях на Новый год, сколько о Рождестве.

— Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века. Вполне естественно, что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом месте жительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев, — отмечает Елена Душечкина.

Так, удивительным образом смертная символика ели соединилась в русском сознании с положительным образом рождественского дерева. В начале 1840-х годах обычай устанавливать елку на Рождество был знаком немногим. Среди них, например, семья писателя Александра Герцена, супруга которого в январе 1842 года в письме рассказывает о елке для двухлетнего сына Саши. Но уже в 1847 году поэт Николай Некрасов упоминает о елке как о вполне привычном явлении. 

Борис Кустодиев «Елочный торг», 1918 год
Борис Кустодиев «Елочный торг», 1918 год

Время забвения

Традиция празднования Нового года, закрепленная Петром I, сохранялась вплоть до 1915 года, когда ее отменили в связи с Первой мировой войной. В это время в стране развернулась антинемецкая кампания, и Николай II объявил о создании особого комитета по борьбе с «германским засильем».

Масла в огонь подлила самая авторитетная диаспора обрусевших немцев, жившая в Саратове, где в 1915 году находилось много военнопленных немцев. Вместе они решили в знак примирения устроить небольшой праздник с елкой. На следующий день после торжества новость об этом появилась в местных газетах, правда, журналисты инициативу не оценили и назвали Саратов городом предателей. Весть об этом дошла до императора, и он прислушался к общественному мнению: запретил следовать традиции Нового года, назвав ее «вражеской». 

Большевики у власти

В 1917 году Николай II отрекся от престола. В 1918 году пришедшие к власти большевики ввели в стране григорианский календарь, и 1919-й страна праздновала уже по новому стилю. Новый год «реабилитировали», тем более что после революции Германия стала соратником по коммунистическому интернациональному движению.

Праздник хотели сделать общенародным коммунистическим торжеством: его отмечали в клубах, домах культуры и театрах, стали популярные детские «Красные елки». Неожиданно проявились отголоски народных верований о елке как дереве смерти. Так, ели стали высаживать у могильников, в том числе и самого известного в наше стране — мавзолея Ленина. 

Никогда такого не было, и вот опять

Курс на отмену празднования Нового года большевики взяли в конце 20-х годов, после окончания нэпа в рамках своей антирелигиозной политики. В 1929 году в стране отменили рождественские выходные, ввели запрет на продажу елок, празднование Рождества, Крещения и Нового года. Последний «попал под раздачу», так как в сознании был тесно связан с рождественскими традициями.

Вернуть в культурную жизнь страны Новый год помог первый секретарь Киевского обкома ВКП(б) Павел Постышев. В 1935 году он выпустил статью под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», где обвинил в очернении праздника левую оппозицию — сторонников Льва Троцкого и призвал положить конец «неправильному осуждению елки».

Инициатива Постышева оказалась решающей в деле уже второй реабилитации новогодней елки. Возвращенный праздник стал компенсацией за отмену Рождества, которое осталось под запретом. При этом ель — символ Рождества, теперь стала новогодней традицией.

В это время праздник оформляется таким, каким его знают большинство современных россиян: елку украшают новогодними игрушками и пятиконечной звездой, непременным атрибутом праздничного стола становятся оливье, селедка под шубой, «Советское шампанское» и мандарины, вместо восковых свечей появляются гирлянды.

Именно советской власти приписывают создание Деда Мороза как главного действующего лица торжества. Правда, не без подтекста — наряд его включал красную «партийную» шубу. 

Дед Мороз с ребёнком на дореволюционной рождественской открытке
Дед Мороз с ребёнком на дореволюционной рождественской открытке

История Деда Мороза и Снегурочки

В традиции городской елки до XX века Дед Мороз отсутствовал. Но его образ неоднократно встречался в литературе. Изначально Мороз — персонаж славянского сказочного фольклора. Его первую литературную обработку сделал Владимир Одоевский в своих «Детских сказках дедушки Иринея».

— Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий елкой». Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки, — рассказывает в своей книге Елена Душечкина.

По схожей схеме появляется и Снегурочка. Некоторые уверены, что это образ — воплощение славянской богини зимы Мораны, кто-то видит в ней прототип Костромы — чучела, сжигаемого на праздник Ивана Купалы. В русском фольклоре Снегурочка — сделанная из снега девочка, которая идет с подружками в лес, прыгает через костер и тает.

В 1837 году Снегурочка становится героем одноименной пьесы Александра Островского, где предстает как дочь Деда Мороза. Произведение понравилось публике, в том числе и композитору Николаю Римскому-Корсакову, который ставит по пьесе оперу — и она имеет громадный успех.

На полных правах с Дедом Морозом Снегурочка начинает фигурировать после 1935 года. В начале 1937 года они впервые вместе явились на праздник елки в московский Дом Союзов. 

Фото: kapuchin.livejournal.com
Фото: kapuchin.livejournal.com

Новые традиции

Если сначала праздник имел политизированный окрас, и дети приходили на елки в костюмах красноармейцев и ударников труда, то со временем этот подтекст исчез. Постепенно, принятые в советское время атрибуты празднования дополнялись новыми, нередко заимствованными.

Так, с конца 1970-х появилась традиция слушать торжественное обращение главы государства перед боем курантов и связывать приход Нового года с животными китайского гороскопа. В следующем десятилетии популярными становятся оленья упряжка Санта-Клауса, красно-зеленые декоративные элементы, открытки с изображениями венков.

В 1991 году в стране на государственном уровне возрождают празднование Рождества. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий