Фото: vyatkawalks
Новый год на Руси праздновался 1 марта, когда начинались работы в поле. Иногда он совмещался с днем весеннего равноденствия — 22 марта. После принятия христианства в 988 году и перехода на византийский календарь некоторые стали отмечать этот праздник 1 сентября — после завершения сельхозработ, в день Семена Летопроводца. Именно эту дату празднования и для мирян, и для церкви официально закрепил в 1492 году царь Иоанн III.
Празднования были масштабными: на Соборной площади Кремля ставились помосты для царя и патриарха. Сначала с новолетием их поздравлял старший боярин, затем остальные присутствующие — от дворян до стрельцов. После в столице разворачивались веселые гуляния, а в полночь раздавался пушечный выстрел и звонили колокола.
«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885
Реформы Петра I и иноземный праздник
Все изменилось во время правления Петра I. После первой поездки в Европу в 1698-1699 годах будущий император возвращается на родину вдохновленный европейской культурой и «устраивает экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря».
1700-й год он повелел праздновать с 1 января, как делали в христианских странах за рубежом.
Кроме новой даты празднования в указе Петр прописал первые традиции проведения торжества. Например, длилось оно теперь неделю, и каждый вечер возле Кремля гремели пушки. Дома и улицы города царь повелел украсить сосновыми, можжевеловыми и еловыми веточками.
— Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на зимних праздниках, — отмечает в своей книге «Русская елка: история, мифология, литература» Елена Душечкина. — После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия… Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутым у ворот) опознавались кабаки.
Одной из причин, почему традиция поначалу не прижилась, особенно в деревне — мрачная символика ели в русской народной культуре, которая считалась деревом смерти. Например, существовал обычай зарывать самоубийц между двумя елками, еловыми ветками укладывали пол в помещении, где лежал покойник, их бросали в могилу.
Возрождаться елочная «культура» стала двумя веками позже. Правда, речь шла не столько об украшениях на Новый год, сколько о Рождестве.
— Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века. Вполне естественно, что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом месте жительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев, — отмечает Елена Душечкина.
Так, удивительным образом смертная символика ели соединилась в русском сознании с положительным образом рождественского дерева. В начале 1840-х годах обычай устанавливать елку на Рождество был знаком немногим. Среди них, например, семья писателя Александра Герцена, супруга которого в январе 1842 года в письме рассказывает о елке для двухлетнего сына Саши. Но уже в 1847 году поэт Николай Некрасов упоминает о елке как о вполне привычном явлении.
Борис Кустодиев «Елочный торг», 1918 год
Время забвения
Традиция празднования Нового года, закрепленная Петром I, сохранялась вплоть до 1915 года, когда ее отменили в связи с Первой мировой войной. В это время в стране развернулась антинемецкая кампания, и Николай II объявил о создании особого комитета по борьбе с «германским засильем».
Масла в огонь подлила самая авторитетная диаспора обрусевших немцев, жившая в Саратове, где в 1915 году находилось много военнопленных немцев. Вместе они решили в знак примирения устроить небольшой праздник с елкой. На следующий день после торжества новость об этом появилась в местных газетах, правда, журналисты инициативу не оценили и назвали Саратов городом предателей. Весть об этом дошла до императора, и он прислушался к общественному мнению: запретил следовать традиции Нового года, назвав ее «вражеской».
Большевики у власти
В 1917 году Николай II отрекся от престола. В 1918 году пришедшие к власти большевики ввели в стране григорианский календарь, и 1919-й страна праздновала уже по новому стилю. Новый год «реабилитировали», тем более что после революции Германия стала соратником по коммунистическому интернациональному движению.
Праздник хотели сделать общенародным коммунистическим торжеством: его отмечали в клубах, домах культуры и театрах, стали популярные детские «Красные елки». Неожиданно проявились отголоски народных верований о елке как дереве смерти. Так, ели стали высаживать у могильников, в том числе и самого известного в наше стране — мавзолея Ленина.
Никогда такого не было, и вот опять
Курс на отмену празднования Нового года большевики взяли в конце 20-х годов, после окончания нэпа в рамках своей антирелигиозной политики. В 1929 году в стране отменили рождественские выходные, ввели запрет на продажу елок, празднование Рождества, Крещения и Нового года. Последний «попал под раздачу», так как в сознании был тесно связан с рождественскими традициями.
Вернуть в культурную жизнь страны Новый год помог первый секретарь Киевского обкома ВКП(б) Павел Постышев. В 1935 году он выпустил статью под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», где обвинил в очернении праздника левую оппозицию — сторонников Льва Троцкого и призвал положить конец «неправильному осуждению елки».
Инициатива Постышева оказалась решающей в деле уже второй реабилитации новогодней елки. Возвращенный праздник стал компенсацией за отмену Рождества, которое осталось под запретом. При этом ель — символ Рождества, теперь стала новогодней традицией.
В это время праздник оформляется таким, каким его знают большинство современных россиян: елку украшают новогодними игрушками и пятиконечной звездой, непременным атрибутом праздничного стола становятся оливье, селедка под шубой, «Советское шампанское» и мандарины, вместо восковых свечей появляются гирлянды.
Именно советской власти приписывают создание Деда Мороза как главного действующего лица торжества. Правда, не без подтекста — наряд его включал красную «партийную» шубу.
Дед Мороз с ребёнком на дореволюционной рождественской открытке
История Деда Мороза и Снегурочки
В традиции городской елки до XX века Дед Мороз отсутствовал. Но его образ неоднократно встречался в литературе. Изначально Мороз — персонаж славянского сказочного фольклора. Его первую литературную обработку сделал Владимир Одоевский в своих «Детских сказках дедушки Иринея».
— Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий елкой». Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки, — рассказывает в своей книге Елена Душечкина.
По схожей схеме появляется и Снегурочка. Некоторые уверены, что это образ — воплощение славянской богини зимы Мораны, кто-то видит в ней прототип Костромы — чучела, сжигаемого на праздник Ивана Купалы. В русском фольклоре Снегурочка — сделанная из снега девочка, которая идет с подружками в лес, прыгает через костер и тает.
В 1837 году Снегурочка становится героем одноименной пьесы Александра Островского, где предстает как дочь Деда Мороза. Произведение понравилось публике, в том числе и композитору Николаю Римскому-Корсакову, который ставит по пьесе оперу — и она имеет громадный успех.
На полных правах с Дедом Морозом Снегурочка начинает фигурировать после 1935 года. В начале 1937 года они впервые вместе явились на праздник елки в московский Дом Союзов.
Фото: kapuchin.livejournal.com
Новые традиции
Если сначала праздник имел политизированный окрас, и дети приходили на елки в костюмах красноармейцев и ударников труда, то со временем этот подтекст исчез. Постепенно, принятые в советское время атрибуты празднования дополнялись новыми, нередко заимствованными.
Так, с конца 1970-х появилась традиция слушать торжественное обращение главы государства перед боем курантов и связывать приход Нового года с животными китайского гороскопа. В следующем десятилетии популярными становятся оленья упряжка Санта-Клауса, красно-зеленые декоративные элементы, открытки с изображениями венков.
В 1991 году в стране на государственном уровне возрождают празднование Рождества.
Комментарии отсутствуют