Пижанка: как постоялый двор стал районным центром

В XVII веке в Яранском уезде появляются первые торговые тракты: один связывал Яранск с Кукаркой, второй – с Котельничем, ведь оба города располагались на берегу важной торговой артерии – реки Вятки.

Рядом с дорогами стали возникать новые поселения. Одно из них – Пижанка. Поначалу небольшое селение появилось на полпути между Яранском и Кукаркой в конце XVII века. 

А началось все с небольшого постоялого двора, где купцы могли обмениваться товарами с местными марийцами и покормить лошадей.

В это время в стране начинает формироваться всероссийский рынок и активно развиваются торговые отношения. Поэтому вскоре торговля в постоялом дворе приняла системный характер. Назначались дни торговли, приуроченные к очередной поездке купцов с товарами, о которых знали местные жители.

Постепенно вокруг торговой точки стали появляться небольшие русские поселения: Малое Копылово, Щекотово, Нижняя, Мирянга, Панегино.

Согласно «Грамоте» Казанского митрополита, в 1691 году к нему в Казань пришли челобитники от крестьян из вышеупомянутых деревень. Они попросили разрешения построить на яру возле деревни Копыловой церковь, добавив, что сейчас у русских жителей здесь 21 двор и они готовы для будущей церкви выделить пашни по пятнадцати четвертей поле, то есть по 25 гектаров, и сто копен сенных покосов. Уступка эта была не из легких. Большая часть земель еще была покрыта лесами, и чтобы сделать их пригодными для земледелия, требовалось много усилий.

Однако митрополит посчитал, что 25 гектаров недостаточно для жизни трех служителей церкви и разрешение на строительство не выдал. Но крестьяне не отчаялись. Они вновь вернулись с челобитной спустя два года. Теперь, по их словам, число русских поселенцев увеличилось до 50 дворов, а значит и земли можно было выделить больше – 33 гектара и 200 копен покосов.

На этот раз митрополит дал разрешение на строительство церкви. В документе отмечалось, что церковь будет открыта только в том случае, если ее служителям выделят обещанную землю и, более того, закрепят за церковью. В противном случае – церковь открыта не будет, и села не будет.

Новая вера

Строить церковь в лесной глуши для 50 жилых дворов – сомнительное предприятие. Так почему же жители поселений так ратовали за эту идею? Ответ прост – распространение христианства.

Церковь к этой миссии относилась серьезно: в марийские поселения отправлялись знавшие язык местного населения священники-агитаторы. Они рассказывали о преимуществах русской веры и христианского бога перед местными богами, олицетворявшими силы природы. А чтобы еще больше приманить иноверцев, им предлагали разные льготы. Так, в XVII и XVIII веках новокрещенные освобождались от налогов на три года, военной службы, долгов, порой им выдавали еду и одежду. В итоге, к XIX веку большая часть марийцев приняла христианство.

Вскоре вокруг церкви было построено поселение – Пижанка. Расположившись на торговом пути, рядом с рекой, она быстро стала торговым селом. В XVIII веке здесь уже проводились еженедельные базары, а в дни престольных церковных праздников несколько раз в году – большие ярмарки. Впрочем, проводились они и без таких поводов, например, на рождество, масленицу, в девятую пятницу после Пасхи, в богородицын день и так далее.

В день ярмарок и базаров Пижанка становилась местом притяжения купцов, преимущественно, марийцев, из Яранска и Кукарки, из ближайших и далеких сел и деревень. Купцы продавали городские товары местным жителям, а те, в свою очередь, сбывали товары домашнего хозяйства: коноплю, лен, холст, масло, сало, мед, шерсть и так далее.

Бойкая торговля способствовала росту села: во второй половине XVIIII века в Пижанке насчитывалось 440 дворов и почти 4 тысячи жителей. Рост населения означал и рост числа прихожан, а потому на месте ветхой деревянной церкви в 1772 году здесь начинают строить новую Христорождественскую церковь. Строительство большого каменного здания завершили спустя пять лет, в 1777 году.

Обновляется и само село. Здесь появляются постоянные лавки местных торговцев, открываются кабаки, в которых можно было купить вино «распивочно и на вынос», пивные заведения и даже небольшой «Екатерининский» винокуренный завод, который обслуживался военной командой. Директором завода был секунд – майор Василий Култаков, казначеем – капитан Иван Тургенев, также на нем служили майор Тимофей Милюков, поручик Александр Тищев, трое сержантов, трое капралов и 37 солдат.

Вопросы просвещения

Чего долгое время не было ни в Пижанке, ни в районе в целом, так это школы. Она появилась в селе только в 1839 году, и то, обучала лишь крестьянских мальчиков, а девочек и детей марийцев в школу вовсе не принимали. Впрочем, через несколько лет и эту школу закрыли – учить детей было некому.

Зато активно шел процесс религиозного просвещения среди марийцев, правда, результатов он приносил меньше, чем хотелось бы служителям церкви. Так, зачастую священники подбирались именно из марийского населения. В одно время в Пижанке из трех священнослужителей двое были марийцами. В отдельные дни служба велась на марийском языке, а некоторые праздники по времени приспосабливались к местным марийским праздникам, например, девятая пятница.

Как пишет краевед Петр Головин, «больше двух столетий со дня основания Пижанка была маленьким, темным, глухим, церковно-торгашеским селом». Но постепенно оно растет, здесь появляются важные социально-культурные учреждения.

Так, в 1868 году открылось первое земское начальное народное училище и медицинский пункт. В 1873 году Пижанка обзавелась волостным правлением, став центром Пижанской волости. Спустя 20 лет в селе открылась народная больница, в 1907 году – ветеринарный пункт, в 1912 – общество потребителей (до этого времени в Пижанке была монополия купцов Шарина, Зыкова, Сухих и Жилина), в 1914 – библиотека-читальня, на следующий год – почтовое отделение.

К 1917 году в селе насчитывалось около 20 жилых домов и более 250 местных жителей, среди которых не было ни одного промышленного рабочего или земледельца-крестьянина.

После революции

11 апреля по старому стилю в Пижанке началось первое революционное выступление, руководителем которого стал Ион Тутубалин. Толпа обыскала и изъяла спрятанные у купцов товары, которые потом продали народу по «справедливой» цене. Вскоре в Пижанке, как и по всей России утвердилась советская власть.

В 1932 году в селе появляется льнозавод, который просуществовал до 1976-го. В том же году Пижанка обзавелась первой в районе машинно-тракторной станцией и районной электростанцией мощностью в 13 квт. Расположилась она в каменном складе бывшего торговца Шарина.

В 1935 году в Христорождественской церкви провели последнюю службу. Здание разобрали, а из церковного кирпича спустя три года построили Пижанскую среднюю школу. Остальной кирпич, который отличался очень высокой прочностью, развезли по всему району.

До 1998 года местные жители ездили в церкви Советска и Яранска, а потом настояли, чтобы храм был и в самой Пижанке. Христорождественскую церковь восстановили.  

Сельское хозяйство

В XX веке Пижанка из торгового центра превратилась в один из главных сельскохозяйственных центров всего района. Здесь открылись несколько сельхозпредприятий, которые сейчас играют важную роль в развитии АПК Кировской области. Среди них племзавод «Пижанский».

Он был образован в 1968 году на базе колхоза «Память Куйбышева». Правда, сначала это был совхоз, который год спустя был разделен еще на три: «Пижанский», «Кашнурский», «Ошаевский». Руководителем первого стал Михаил Князев, который за успехи в работе был награжден орденом Ленина в 1971 и 1976 годах.

Затем его на должности сменил не менее талантливый Герман Бызов. При нем хозяйство продолжало развиваться и в 1981 году получило статус племенного совхоза по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы.

За увеличение производства молока, мяса, реализацию племенного скота в 1990 году племсовхоз получил Диплом первой степени как победитель Всероссийского конкурса на лучшие показатели в развитии племенного хозяйства.

С 2015 года хозяйством руководит Сергей Прижимов. Всего за 4 года благодаря его усилиям в племзаводе модернизировали все телятники, построили новые силосные траншеи, увеличили надои молока до 8600 кг на корову, а рентабельность до 65%.

Большой вклад в развитие АПК района и региона вносят и другие местные предприятия, например АО «Лактис» и АО «Ижевское».

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий