От царской России до наших времен: история Ярославского моторного завода

Вступая в Первую мировую войну, Российская Империя располагала 259 легковыми и 418 грузовыми автомашинами. Еще 3,5 тысячи единиц добавилось после реквизиции у частных владельцев. Этого было мало. Не спасала и массовая закупка техники за рубежом (всего за годы войны на это потратили 500 миллионов рублей). Поэтому в 1915 году царь подписал указ о создании пяти отечественных автозаводов: в Нахичевани, Москве, Филях, Рыбинске и Ярославле. 

В Ярославле строительство завода возглавил Владимир Александрович Лебедев - увлекающийся и деятельный инженер, энтузиаст развития авиации и член правления первого в России автомобильного клуба. Он сразу взялся за дело, основав “Акционерное общество механических движений и производств”, которое разработало финансовый план. Строительство предприятия оценили в 14 млн рублей, 3 млн из которых - деньги из акционерного капитала, остальные - государственные ссуды и авансы. Проектная мощность предполагалась в 1200-1500 машин в год.

Но для начала требовался участок земли. Найти его взялся инженер Тумаркин, который приехал из Петрограда в Ярославль и отдал городской управе прошение акционерного общества Лебедева о продаже и сдаче в аренду участка. Вот как описывает тот эпизод Николай Резвый в своей книге “Полвека труда и строительства”

- Он нанес визит губернатору, заручившись его содействием. В городской управе разузнавал, где можно купить дома для служащих будущего завода, как организовать перевозку строительных материалов, и при случае не забывал значительно произносить: “Вы, конечно, понимаете, господа, важность этого дела: ведь завод будет работать на оборону!”. Господа понимали, но опасались: не продешевить бы.

Вопрос с земельным участком решался едва ли не целый месяц. В итоге работники городской думы постановили: 30 десятин сдать Лебедеву в аренду, десять – продать. Причем вместо 5 тысяч рублей за десятину затребовали 10.

Не дожидаясь соблюдения всех формальностей, Лебедев принялся за дело, наняв рабочих, в том числе и китайцев, и запросив на строительные работы военнопленных. Активно шла и рекламная кампания: газеты и журналы пестрели громкими заголовками о строительстве цехов “небывалых еще в России размеров”.

Завод запустили осенью 1916 года. Но не успело предприятие выйти на полные мощности, как грянула революция. В городе шли ожесточенные бои, однако работа завода продолжалась. В 1918 году сюда прибыло оборудование тыловых авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта и эшелоны с автомашинами, требующими ремонта. 

Первый блин не комом

В 1921 году в стране ввели новую экономическую политику. Ярославский авторемонтный завод вступил в нэп одним из крупнейших автомобильных предприятий. В 1922 году он начал выпускать дрезины, продолжался выпуск автомобилей. Представитель одной из американских компаний, побывавший на заводе, сказал: “Ваша продукция, за очень малым исключением, не отличается от заграничной!”.

В 1924 году завод выпустил первый мотовоз, который развил с пятью вагонами скорость 30 км/ч. В этом же году на предприятии освоили массовое производство радиаторов, стали делать новые кузова, а в конструкторском бюро приступили к проектированию трехтонного грузовика - первого отечественного большегруза. Не без проблем, но машина была построена.

За руль опытного экземпляра Я-3 сел шофер Николай Федосеев. Он включил скорость, автомобиль медленно двинулся к воротам цеха, но проехал мимо и остановился. Подбежавшим обеспокоенным сброщикам водитель сказал, что крутил руль вправо, а машина повернула влево. Оказалось, что причина в неправильно нарезанной резьбе - в чертеже токаря оказалась ошибка. Дефект быстро устранили.

Завод полностью перевели на автостроение (ремонтом он теперь не занимался) и дали новое название - “Ярославский государственный автомобильный завод”. Он начал выпускать четырехтонные грузовики с мощным двигателем “Мерседес”, затем пятитонные Я-5 с двигателями “Геркулес”.

Индустриализация дала мощный толчок развитию завода. Его реконструировали и расширили, он начал выпускать более мощные модели грузовиков. Например, трехосный восьмитонный ЯГ-10.

В 1934 году предприятие вышло на проектную мощность, производство машин выросло в 27,2 раза по сравнению с 1928 годом. Начался выпуск автобусов, первых отечественных пассажирских троллейбусов, самосвалов ЯС-1.

За годы войны завод освоил более 13 видов военной продукции, начиная от автоматов и заканчивая зарядами для зенитных орудий, а конструкторы завода спроектировали опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. При этом на фронт ушло 1670 заводчан. Вместо них у станков встали их жены, матери и молодое поколение. Почти 50% рабочих теперь были женщины, 25% - молодежь. Им приходилось буквально у станка осваивать новые профессии.

Моторный завод

После войны завод вновь приступил к разработкам. Вскоре он представил публике образец нового дизельного семитонного автомобиля ЯАЗ-200.

В августе 1945 года Ярославский завод стал производственной базой страны по выпуску большегрузных автомобилей с дизельмоторами собственного производства. Создали две базовые модели: четырехцилиндровый дизельмотор ЯАЗ-204 мощностью 110 лошадиных сил и семитонный грузовой автомобиль ЯАЗ-200.

Проблема была в том, что база завода уже устарела, поэтому открыли новые цеха и лаборатории. В практику вошла алмазная расточка деталей. Как результат - в 1947 году на заводе собрали первые пять дизельмоторов, а большегрузные ЯАЗ-200 запустили в серийное производство.

Постепенно производство дизельмоторов вытеснило производство автомобилей. Коллективу завода удалось увеличить мощность двигателей и довести моторесурс двухтактных двигателей до 3,4−4 тыс. моточасов.

В 1966 году на Ярославском моторном заводе собрали первый образец газотурбинного двигателя мощностью в 800 л.с. 

“Автодизель”

В 1971 году завод ждало новое преобразование. По приказу Министерства автомобильной промышленности СССР создавалось “Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей / “Автодизель”. В него вошло несколько предприятий. Специализацией стало производство мощных дизельных двигателей для самосвалов, большегрузных автомобилей, автопоездов и тракторов.

В конце 90-х объединение создает двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического комплекса «Тополь-М», затем начинает производство силовых стационарных установок и электрогенераторов, в 1995 - двигателей экологических классов.

В 2007 году началось строительство завода по производству семейства рядных двигателей ЯМЗ-530 (Евро-4) и спустя три года проект по их созданию был удостоен международной премии «Технологический прорыв» института Смита. В 2016 году на заводе прошла церемония запуска серийного производства газовых двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта Евро-5.

Сегодня «ЯМЗ» – одно из крупнейших российских предприятий по производству дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на их базе. Завод включает четыре производственные площадки, выпускает более пяти тысяч наименований продукции. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий