От миноносцев к тракторам: история Петербургского тракторного завода

«Кировский завод», ранее «Путиловский», «Красный Путиловец» – одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий Российской империи, СССР и современной России. Его история началась в 1789 году с литья чугуна.

Сегодня ПАО «Кировский завод» – это управляющая компания, в состав которой входят порядка 20 дочерних обществ. Ведущее из них – АО «Петербургский тракторный завод».

Прародитель «Кировского завода» – Кронштадтский чугунолитейный завод, построенный в 1789. Официальным же днем рождения предприятия считается 3 апреля (21 марта по старому стилю» 1801 года. В этот день на заводе отлили первое пушечное ядро.

Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным. Среди его первых руководителей были выходцы из Шотландии. В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен в результате наводнения. Четыре последующих десятилетия стали для предприятия периодом борьбы за выживание.

В 1868 году завод приобрел известный инженер и предприниматель Николай Путилов. За 12 лет он превратил предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых — по собственной технологии.

«Кировский завод» сыграл важную роль в революции. В феврале 1917 года там работало 29 тысяч человек. 18 февраля (3 марта по новому стилю) они устроили забастовку, которая переросла 23 февраля (8 марта) в демонстрации и митинги под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Начались столкновения с полицией. Все это послужило началом Февральской революции в Петрограде.

В 1918 году завод национализировали. Гражданская война и катастрофическое экономическое положение страны сильно ударило по нему. В 1920 году на предприятии работали лишь отдельные цеха на накопленном до революции сырье и заготовках или занятые ремонтом артиллерийских орудий.

В 1922 году завод получил новое имя – «Красный путиловец». С этого момента история предприятия связана с сельским хозяйством, ведь именно здесь стали выпускать первые в стране тракторы – “Фордзоны-Путиловцы”.

«Фордзоны-Путиловцы»

В начале 20-х годов советским машиностроителям поставили цель – создать универсальный трактор, который поставит сельское хозяйство на социалистические рельсы. Так как ни опыта, ни времени у инженеров не было, они взяли за основу американский трактор Fordson-F и локализовали его производство. Модель назвали "Фордзон-Путиловец" (всего до Великой Отечественной войны завод изготовил около 200 тыс. тракторов). Первая часть названия – переиначенное на русский лад название американской компании Ford&Son.

У "Фордзона-Путиловца" была безрамная конструкция, двое задних колес увеличенного диаметра и двое передних – направляющие. Топливный бак вмещал 63 кг керосина, система охлаждения двигателя – 46 литров воды. Трансмиссия была с тремя скоростями вперед и одной назад. Мощность двигателя – 20 л.с.

Много сил советским конструкторам пришлось приложить для создания коленчатого вала, детали которого требовали ручной обработки. Сначала их производили своими силами, а после заключения контракта с Ford на «Кировский завод» стали поставлять оригинальные детали из Америки. Они оказались полностью взаимозаменяемыми с деталями советской разработки, а иногда путиловская технология производства была совершеннее фордовской.

Два первых "Фордзона-Путиловца" сошли с конвейера завода в апреле 1924 года. Машины поучаствовали в первомайской демонстрации, сопровождаемые громким лозунгом: «Берегись, соха, трактор идет!».

В этом же году оба трактора своим ходом из Москвы отправились в Нижний Новгород на ежегодную выставку. Там они удивили всех своей выносливостью и обошли американских собратьев в соревнованиях по вспашке и боронованию. 

Первый пропашной трактор

В 30-х годах самые тяжелые сельхозработы – пахота, посев и уборка – были механизированы. Теперь перед инженерами встала новая задача – создать технику для междурядной обработки хлопчатника, картофеля и других пропашных культур.

– Для большого хозяйства с 10-12 тысячами гектаров посевов кукурузы требуется целая армия сезонных рабочих, которую способны заменить несколько тракторов с прицепными орудиями, - рассказывал инженер завода «Красный путиловец» Михаил Ревякин.

Для решения этой задачи советские инженеры вновь обратились к зарубежным наработкам. На этот раз прототипом трактора стал американский Farmall F-20. На его базе разработали модели тракторов "Универсал-1" и "Универсал -2" для работы с высокостебельными культурами. Первый был оборудован сближенными передними управляемыми колесами, у второго расположение колес было широким.

Танки фронту

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тыс. человек вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на «Челябинском Кировском заводе» (известном как «Танкоград») было развернуто массовое производство «танков Победы». Это тяжелые танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 года по май 1945-го в войска поступило более 19 тыс. различных типов тяжелых танков и САУ производства Кировского завода (около 20% общей численности бронетанковой техники, выпущенной в стране).

Особой страницей в трудовой и военной летописи завода вписана блокада. В осажденном Ленинграде, в 4 километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта.

Рождение легенды

В конце 50-х годов «ударной» пахотной силой на полях СССР были маломощные гусеничные машины ДТ-54 и тракторы с металлическими колесами.

В 1959 году Никита Хрущев побывал в США, где увидел в работе мощные тракторы «Джон Дир».

– Далее, согласно плану, мы должны были посетить заводы "Джон Дир", крупнейшей сельскохозяйственной фирмы, известной в СССР. Мы прошли по цехам ее фабрики, но у меня особых впечатлений в памяти не сохранилось, – писал в своих воспоминаниях генсек.

Скорее всего, Хрущев лукавил, ведь вернувшись из поездки, он тут же приказал организовать производство новых энергонасыщенных скоростных тракторов общего назначения мощностью 200–220 л. с.

Разработкой модели занялось тракторное конструкторское бюро «Петербургского тракторного завода» под руководством Жозефа Котина и Виталия Поляченко. В 1961 году они защитили эскизный проект машины, спустя год – технический.

Первый трактор К-700 с конвейера сошел 13 июля 1962 года. Его сразу отправили работать на поля пригородного совхоза, где он проложил свою первую борозду глубиной 25-27 см. Спустя год еще семь тракторов отправили проходить тест на прочность - работать на трудно возделываемой почве в Азербайджане и на севе хлопчатника в Казахстане.

«Кировец» оснастили 16-скоростной коробкой передач, двумя ведущими мостами и механической трансмиссией. Трактор мог тянуть 5 тонн на крюке и развивал скорость при ведении пахоты до 10 км/ч. Все эти характеристики увеличили производительность труда в 2-3 раза.

Как и многие другие виды техники в годы “холодной войны” К-700 разрабатывался как продукция двойного назначения: в военное время его предполагалось использовать как артиллерийский тягач.

Всемирное признание

“Кировцы” стали любимцами аграриев по всей стране, поэтому в 1964 году их запустили в массовое производство. К началу 1990-х годов эти тракторы выполняли до 40% основных сельскохозяйственных работ.

Признание советские тракторы получили на международном уровне: в 1968 году К-700 завоевал золотую медаль на выставке сельскохозяйственных машин в Германии, а в 1969-м на 40-м Парижском салоне-выставке тракторов и сельскохозяйственных машин «Кировец» признали самым мощным в мире сельскохозяйственным колесным трактором.

Последующие поколения "Кировца"

В 1975 году миру представили второе поколение "Кировца": модули К-700А и К-701. Первая имела более мощный двигатель, не теряла мощности при переключении скоростей, у нее добавилось топливных баков.

К-701 мог похвастаться дизельным двигателем мощностью 300 л.с. За одну смену он мог вспахать 16 гектаров. Машина полюбилась аграриям: ее продавали в СНГ, Австралию, Италию, Канаду и США.

Прошло еще 10 лет, и свет увидел 3-е поколение "Кировцев". К-701М выпустили с обновленным дизайном и двигателем в 335 л.с. Следующей модификацией универсального трактора стал сошедший с конвейера в 1987 году К-701М1. Он работал не только на полях, но и на дорогах: теперь на нем можно было перевозить урожай.

В 1995 году появилось новое юрлицо – АО «Петербургский тракторный завод». В сложнейших экономических условиях середины 90-х годов инженерам удалось разработать новую модификацию «Кировца»: К-734 с двигателем 250 л.с. и «Кировец» К-744 с двигателем 350 л.с.

В 2000 году для внутреннего рынка ПТЗ стал выпускать модификацию К-744Р. В это же время была разработана модель трактора К-745 мощностью 428 л. с.

С 2012 года на заводе выпускается шестое поколение «Кировцев». Модель 5-го и 6-го тягового класса снабжена двигателями мощностью от 354 до 516 л. с. 

Новый имидж тракторов

В 2014 году универсал К-744Р обновился и внутри, и снаружи. Гидравлическая система стала надежнее, трактор перешел на всесезонное машинное масло и теперь мог работать даже в -40 °С. Универсальная навеска позволяла агрегатировать отечественные и импортные орудия 3-й и 4-й категорий.

Выглядеть К-744Р стал современнее и по-европейски. Для этого использовались элементы из сверхпрочного пластика собственного производства "Петербургского тракторного завода". Машина стала устойчивее к коррозии, обзавелась хорошей шумо- и виброизоляцией.

В 2020 году на ПТЗ запустили линейку энергонасыщенных тракторов «Кировец» К-7М. В зависимости от модели трактора и комплектации на них устанавливаются дизельные двигатели производства Тутаевского моторного завода или Mercedes-Benz, соответствующие экологическому стандарту Stage IIIА.

Ещё одна новая модель - «Кировец» К-5 с мощностью двигателя 250 л. с. Машина предназначена в первую очередь для мелких и средних фермерских хозяйств с пашней 500–2000 га. Она выполнена в дорожном габарите, что позволяет ей свободно перемещаться по дорогам общего пользования. С помощью трактора К-5 можно пахать, сеять, боронить, вносить удобрения, заготавливать корма, перевозить грузы.

"Кировцы" стали визитной карточкой "Петербургского тракторного завода". С этими легендарными машинами знакомы аграрии всех поколений в каждом уголке России. Завод выпускает около 65% энергонасыщенных тракторов мощностью от 250 л.с. в стране и является одним из крупнейших производителей дорожно-строительной техники. На площадке в 195 тысяч кв. м ежегодно производится 2 500 тракторов, часть которых отправляется в 14 зарубежных стран.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий