Горожане встретили диковинку очень настороженно - машина пугала не только лошадей, но и консервативных жителей Вятки. Как писали в газетах, семейная публика даже перестала посещать Загородный сад.
"Хулиганствующий гуляка": как на Вятке появился первый автомобиль
18 февраля 1906 года вятская публика, прогуливающаяся по заснеженной улице Московской, была шокирована невиданным зрелищем: по Вятке впервые проехал автомобиль. Принадлежало это чудо техники купцу Лаптеву, который привез модное авто из заграничной поездки. Это был «Фиат Алессио» 1904 года выпуска. По вечерам Кузьма Лаптев со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак.
Автореволюция
В России первый автомобиль марки Mercedes-Benz выехал на городские улицы в 1895 году. Уже спустя год в Одессе и Нижнем Новгороде был налажен импорт авто марки Peugeot, а вскоре на Всероссийской промышленной и художественной выставке конструкторы Яковлев и Фрезе представили первую машину отечественного производства.
Несмотря на большой интерес к новому виду транспорта, в провинциальных российских городах XIX - начала XX века основным транспортом оставались извозчики. Не исключением была и Вятка.
Первым автолюбителей в городе стал представитель древнего купеческого рода Кузьма Лаптев. Именно его "Фиат" до смерти напугал прохожих на улице Московской.
Стоило такое приобретение Лаптеву немалых денег - 3 тысячи рублей. Для сравнения, за 60 рублей в те времена можно было купить дойную корову, а за 100 рублей - лошадь для телеги.
Впрочем, на развлечения Кузьма денег никогда не жалел, да и шиковать ему было на что: в городе купца называли не иначе как баловнем судьбы, ведь от отца ему достался солидный капитал.
Купеческая династия
Вообще, семья Лаптевых из села Подрелье Орловского уезда в те времена считалась одной из самой зажиточных в губернии. Расцвет династии совпал с наступлением в Российской империи эпохи капитализма. По всей стране, как грибы, начали появляться промышленные предприятия, и Лаптевы, обладавшие предпринимательской жилкой, активно влились в бурную экономическую жизнь.
Так, согласно данным Государственного архива Кировской области, в начале XX века крупным кожевенным заводом с шорной мастерской владел Иван Игнатьевич Лаптев, который "был управляющим предприятием не из необходимости, а из любви к делу". На заводе трудились около 200 рабочих, а годичное производство определялось суммой в 1,9 млн рублей.
Еще одно предприятие было у Михаила Дмитриевича Лаптева. На его производстве 150 постоянных и 50 временных рабочих выделывали белые юфтевые кожи на сумму в 1,1 млн рублей за год. Семья регулярно участвовала в торгах на поставку кожевенных изделий в военное и морское ведомства, занималась также заготовкой и последующим
сплавом леса до Саратова и Астрахани.
Собственным делом владел и Трифон Михайлович Лаптев, прославившийся тем, что выбирал себе в Европе невест, заключая с каждой из них брачный договор на один год, по истечении которого отправлял их из России обратно домой. Большинству вятчан этот человек внушал страх. Один из историков пишет: "Всякого рода остряки прикусывали языки, встречаясь с острым взглядом льдистых глаз Трифона Михайловича, словно стеной отгороженного от досужих разговоров. Хозяин завода, независимый и непреклонный, он вёл заводское дело сильной рукой, оставаясь в стороне от шумных благотворительных и увеселительных компаний".
Показателем успешности семьи на производственном поприще стали награды купцам на Казанской выставке: в 1880 году Игнатий и Михаил Лаптевы получили большие серебряные медали за "хорошую выделку юфтевых и подошвенных кож".
Не удивительно, что семья не скупилась на благотворительность. Будучи старообрядцами, Лаптевы много денег жертвовали на вятское старообрядческое кладбище, которое вскоре так и стало называться - "Лаптевским". Кроме того, в 1902 году Иван Лаптев учредил "Вятскую заводскую бесплатную народную библиотеку".
Любитель развлечений
Не менее "эпатажным" оказался и Кузьма Лаптев. В Вятке он был известен как любитель изобильных пиров, эффектных развлечений и пьяных гулянок.
Сын вятского врача Валериан Николаевич Шкляев отмечал, что Кузьма - "очень здоровый и румяный, с красивой небольшой бородкой" человек, который любил две вещи: шикарную одежду и лошадей.
Показательными в этом плане оказались воспоминания мемуариста Александра Прозорова, который рассказал, что однажды супруга Лаптева - Прасковья - приняла его не в гостиной, как было принято, а в собственной комнате, лежа на шкуре белого медведя рядом с камином.
Экстравагантное приобретение
Покупка автомобиля в 1906 году стала еще одной попыткой Кузьмы поразить свое окружение. Жители Вятки никогда до этого не видели подобного устройства, и авто показалось им устрашающей "Адской машиной".
Лаптев вместе с шумной компанией любил приезжать на своем «Фиате» в популярное место отдыха - Загородный сад, собирая вокруг себя толпу шумных гуляк и распугивая прохожих.
Не заботился купец и о комфорте других участников движения, например - лошадей, которые пугались «шумящей и трещащей колымаги». Именно из-за этого и произошло первое на Вятке ДТП. Вот как об этом писала либеральная газета "Вятская жизнь":
- На Московской улице...г. Лаптев [на автомобиле] встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах...
Горожане поведением купца-гуляки возмутились и потребовали сурово его наказать. Впрочем, сам Лаптев из инцидента выводов, вероятно, не сделал: спустя месяц, в марте, он вновь попал в аварию, распугав на улице Николаевской лошадей извозчиков.
О еще одном небольшом происшествии вновь написала "Вятская жизнь":
-...Кузьма Лаптев продолжает на своей колымаге удивлять почтеннейшую публику и увечить людей. 1 марта при его проезде в автомобиле по Московской улице испугавшаяся лошадь опять выбросила и ушибла о тумбочки крестьянина с ребенком. А наш любитель диковинок промчался мимо как ни в чем и не бывало.
Лихачествам Кузьмы Лаптева пришел конец после Октябрьской революции. Некоторые историки предполагают, что, лишившись капитала при национализации он окончил свою жизнь в Москве, другие считают, что он погиб в ГУЛАГе под Архангельском.
Движение вперед
Вслед за Кузьмой Лаптевым, автомобилем в апреле все того же 1906 года обзавелся и вице-губернатор граф Виктор Владимирович Комаровский. Третья в губернской столице машина - изящная "автомобиль-карета" - появилась лишь шесть лет спустя у еще одного купца - Петра Клобукова. Это авто, по словам очевидцев, двигалось уже "совершенно бесшумно".
С тех пор автомобили и мотоциклы стали входить в обиход жителей города, хотя крестьяне еще некоторое время относились к ним с опаской и даже "угрожали мотористам намять бока".
Комментарии отсутствуют