Хлестание берёзой, окуривание ртутью и прикладывание гороха: как лечили на Руси

Каждый год в третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Праздник «молодой» — его учредили в 1980 году, — как и в целом система государственной помощи населению. Ведь до XVIII века полагались на народную медицину, где работающие лечебные практики соседствовали с дикими мифами и заблуждениями. 

В приёмной у доктора (картина Владимира Маковского)
В приёмной у доктора (картина Владимира Маковского)

Первыми врачами в Древней Руси были волхвы и кудесники — представители языческого жреческого сословия и посредники между человеком и таинственными силами.

После принятия христианства медицина стала развиваться в монастырях. Первые лечебницы открылись в XI веке в Киеве и Переяславле, затем в Новгороде, Смоленске и Львове. Особую славу снискала больница в Киево-Печорской лавре, куда страждущие приходили со всей Руси. Монахи лечили заразные, нервные и психические заболевания, помогали тяжелобольным.

В правление Ярослава Мудрого начала развиваться светская медицина и врачевание стало почётной ремесленной профессией.

Три направления врачевания —языческое знахарство, монастырское и светское — боролись между собой, иногда весьма жестоко. Мирские врачи открещивались от знахарства, а монахи считали врачевателей-язычников служителями дьявола, и позже «ведовство» и «волхование» стали антирелигиозными преступлениями. В 1227 году в Новгороде за них на костре сожгли четырёх волхвов.

Медицина в Древней Руси была хорошо развита: многие традиции врачевания заимствовали из просвещённой Византии, хранившей наследие античных учёных. Но нашествие Золотой Орды в 1240-1480 годах привело к застою во всех отраслях, и русская национальная медицина укрылась в монастырях. На этот раз её центром стал Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области. 

Как лечили

Подходы к лечению у трёх направлений были схожи: использовали средства растительного, животного, минерального происхождения, баню и вербальные «инструменты» — заговоры, заклинания и молитвы.

Первым оберегом человека был хлеб. Беременные носили его с собой для облегчения родов, а только что появившемуся на свет младенцу клали в воду — чтобы рос крепким. Народная интуиция не подвела: дрожжевые бактерии благотворно действовали на микрофлору кишечника, поэтому шансы ребёнка вырасти здоровым и крепким действительно увеличивались.

Обычно болезни лечили растениями, сходными с ними по названию или образу действий. Считалось, что от желудочных колик и колотья в боку помогают репейник (а он действительно полезен при заболеваниях печени), боярышник, шиповник, ель, сосна и чертополох (у них есть иголки, соответственно, от колик помогут). Бесплодие лечили под плодовыми деревьями или смазывали их соком половые органы. От бешенства при укусе змеи применяли чеснок, от зубной боли — ядовитую белену.

Зачастую для излечения проводили обряд. Например, опасным заболеванием в представлении древних русичей был колтун. Но не узел из волос, а некое существо, живущее в теле. Если его разозлить, то он начинал мучить человека, насылая головные боли. Предполагается, что под «колтуном» понимали сосудистые проблемы головного мозга. И вот как его лечили.

— Колтун нельзя было обрезать, человеку следовало ходить с ним год и шесть недель… если срезать его раньше, то болезнь уйдёт обратно в голову, и это принесёт невообразимые мучения. Когда колтун «созревал», знахарь выходил вместе с больным из дому до восхода, отстригал колтун, затем они ловили ящерицу, протаскивали ей через глаз нитку, после чего закапывали её вместе с колтуном под дубом или в лесу в муравейнике, —рассказывает Александра Баркова в книге «Зельеварение на Руси».

При болях в животе применяли растёртый в порошок камень хризолит, популярностью пользовались уксус, скипидар, ртуть, селитра, многочисленные травы и растения — полынь, крапива, подорожник, бодяга. 

Знахарка (картина Фирса Журавлева)
Знахарка (картина Фирса Журавлева)

Медицина в Московском государстве

В XVI-XVII веках в Московском государстве начинает развиваться медицинская наука, где знания приходят на смену древним верованиям и ритуалам.

В это время активно развивается хирургия. Среди лечцов (так стали называть врачей во время правления Ярослава Мудрого) были костоправы, кровопуски и зубоволоки.

— На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали берёзовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей, — рассказывает в книге «История медицины» Татьяна Сорокина.

Главной проблемой этого периода стали эпидемии, которые нередко попадали в страну через торговые корабли. Чаще всего страдали Псков и Новгород, где с XIV по XV век вспыхнуло 12 эпидемий.

В случае заражения стали принимать предохранительные меры: места оцепляли, больных изолировали, на дорогах к заражённому городу организовывали заставы, людей погребали там, где они умерли, а с XVI века хоронили уже за чертой города. Для уничтожения заразы в домах применяли окуривание, вымораживание, проветривание или мытьё.

В 1581 году на территории Московского Кремля открыли придворную Государеву аптеку. Первую общедоступную аптеку открыли в 1672 году, спустя десять лет вторую, при гражданском госпитале у Никитских ворот. Часть сырья для аптек закупали за рубежом, а травы собирали со всей страны: зверобой — в Тобольске, солодовый корень — в Воронеже и Астрахани, корень чёрной черемицы — в Коломне, противогеморройную траву — в Казани.

Жители деревень и сёл продолжали пользоваться народной медициной, далёкой от научных изысканий. Радикулит крестьяне лечили… ложась на порог. На спину больного клали берёзовый веник, который затем рубили топором. Чтобы вылечить эпилепсию, срезали ветку шиповника или орешника в рост больного и относили её на заброшенную могилу. Или стегали больного можжевельником, чертополохом или осиной. Заболевшим детям тоже доставалось — их ждало ритуальное стегание берёзой.

Зубы лечили чесноком, солью, табаком, хреном, редкой, дубовой корой и гвоздикой — они действительно помогали. А ещё — пеплом от освящённого льна. Набирали полный рот гороха и выплёвывали его в ямку на могиле. Вставали на колени перед рябиной с обещаниями её никогда не есть и не ломать, а затем грызли её.

Кожные заболевания лечили горохом. Но не присыпая кожу мукой, что, возможно, помогло бы. Брали пять горошин и прикасались ими к поражённым местам. Затем их сжигали в печи или выкидывали в колодец.

За приворотным зельем (картина Михаила Нестерова)
За приворотным зельем (картина Михаила Нестерова)

Развитие медицины в России в XVIII веке

Реформы Петра I дали толчок дальнейшему развитию медицины в России. Популярным стало получение молодыми людьми высшего медицинского образования за рубежом. Его основы заложили и в нашей стране.

В 1707 году открылась госпитальная школа, куда принимались «изо всяких чинов люди», окончившие Славяно-греко-латинскую академию. В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия (раздел медицины, изучающий технику наложения повязок и шин), внутренние болезни с патологоанатомическим вскрытием, аптекарская наука, латынь и рисование.

К началу XIX века в России насчитывалось 1519 докторов и лекарей, 422 из которых служили в армии, 218 — на флоте и 879 во врачебных управах и госпиталях.

Тем не менее, представления о пользе и вреде некоторых медсредств среди городских врачей, не говоря о сельских, для современного человека были устаревшими. Так, по-прежнему популярным методом лечения оставалось кровопускание. Или больному прописывали соли ртути в качестве слабительного, стрихнин для клизм и поднятия энергии, радий и препараты с золотом или мышьяком.

Ртуть вообще являлась очень популярным средством «от всего». Например, ей окуривали и дезинфицировали помещения, особенно во время эпидемий, на её основе разработали курительный порошок. А ещё ей лечили сифилис, хотя о ядовитости ртути учёные заявили уже в начале века. 

Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач (картина Ивана Творожникова)
Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач (картина Ивана Творожникова)

Земская реформа

Несмотря на бурное развитие медицины в городах, помощь больным на селе практически не отказывалась. Изменить положение удалось благодаря появлению земской медицины после реформ 1864 года.

— Основой организации всего врачебно-санитарного дела в земстве стала участковая медицина. Уезды были разделены на врачебные участки. Радиус земского участка составлял от 10 до 40 и более вёрст (верста равна 1,06 км). В каждом из них устраивалась небольшая лечебница (в среднем на 10-20 коек). В 1905 году наиболее типичным для земской России был участок радиусом 16-17 вёрст; на одного врача приходилось около 25 тыс. населения, — отмечает Татьяна Сорокина.

В 1870 году в земствах работало 613 врачей, к концу 1880-х годов — более 1800, к 1910-му – 3082.

Большое внимание земские врачи уделяли борьбе с дифтерией, сифилисом, оспой и другими инфекционными заболеваниями. Стали развиваться специализированные виды медицинской помощи: врачи проводили ампутации конечностей, полостные, акушерские и нейрохирургические операции. Основоположницей земской хирургии считается Александра Архангельская, делавшая по 700 операций в год: ампутации, трахеотомии, онкологические, урологические, акушерские и глазные операции, удаление полипов шейки матки.

Появляются первые глазные и психиатрические отделения при земских больницах, развивается санитарное направление в медицине.

Земская медицина — созданная не по западному образцу, а с нуля — стала национальным достоянием России и получила признание в Европе. Благодаря ей за 50 лет смертность населения сократилась на 27%. Организация медпомощи по принципу территориальной участковой, применяемая в земской медицине, легла в основу модели советского здравоохранения, а позже и российского. На её основах базируются современные подходы к развитию муниципального здравоохранения и организации работы врача общей практики.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий