Инженерный факультет Вятского ГАТУ отпраздновал 70-летие

За годы работы факультетом подготовлено свыше 10 тысяч инженеров-специалистов, которых можно встретить не только в Кировской области, но и в дальних уголках России и ближнего зарубежья. 

История инженерного факультета берет свое начало в 1952 году. В начале 50-х в Кировской области существовало около 100 машинно-тракторных станций, в которых насчитывалось более 7600 тракторов, 200 комбайнов, около 850 автомобилей и несколько тысяч различных сельскохозяйственных машин. На все это огромное количество техники было всего 15 инженеров-механиков.

Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Кировском сельскохозяйственном институте (КСХИ) открывается факультет механизации и электрификации сельского хозяйства с двумя отделениям. Кстати, отделение электрификации сельского хозяйства через год было закрыто и почти все студенты перевелись на отделение механизации. Для оснащения лабораторий факультета институт приобрел старую списанную технику – один трактор и один автомобиль.

Тогда же, в 1952 году, в соответствии с планом, на факультет был проведен первый набор студентов в количестве 100 человек (50 человек на отделение механиков и 50 – на отделение электриков). Через 5 лет прошедшие из них курс обучения 71 человек составили первый выпуск инженеров-механиков сельского хозяйства.

Родные пенаты

Изначально факультет располагался в небольшом двухэтажном здании, расположенном на улице Карла Маркса, напротив здания художественного музея, рядом с Театральной площадью. Интересен тот факт, что это здание одновременно служило и учебным корпусом, и общежитием для студентов и было передано факультету всего за два дня до начала занятий (29 августа 1952 года).

В 1955 году факультету было передано здание, расположенное на улице Урицкого, д. 38. До революции в нем размещалось Вятское духовное училище. В 1960 году, когда был пущен в эксплуатацию корпус «Б» на Октябрьском проспекте, кафедры общетехнических дисциплин были переведены туда. Большинство кафедр факультета до настоящего времени размещаются именно здесь (современный корпус «Г»).

Старшее поколение с большой теплотой вспоминают времена, когда в одних аудиториях проводились занятия со студентами, другие же были отданы под жилые комнаты для преподавателей, а руководил этим большим хозяйством долгие годы «заслуженный комендант» С.П. Климуш.

Плеяда преподавателей

Увлеченно, с высоким профессионализмом проводили занятия ветераны преподавательского корпуса Д.И. Бритвин, Л.А. Шикалов, В.Н. Сунцов, Г.М. Прокашев, Ю.П. Криницын, А.В. Прозоровский. Позднее эту эстафету подхватили профессионалы своего дела: почетный работник высшего профессионального образования, доцент В.А. Овчинников, доценты С.П. Койков, В.И. Судницын, П.Е. Щинов. Однако талант ученых-преподавателей не замыкался на учебном процессе.

У заслуженного механизатора РСФСР Александра Михайловича Гуревича появляются последователи: профессоры, доктора технических наук, заслуженные деятели науки России В.Р. Алешкин и Н.П. Сычугов. Последний, кстати, награжден именной платиновой медалью и дипломом Кембриджского университета за вклад в развитие сельскохозяйственной аэродинамики.

Во многом благодаря этим ученым Кировская сельскохозяйственная академия известна далеко за пределами России, здесь создаются научные школы в области механизации сельскохозяйственного производства, развивается аспирантура, получают широкое внедрение в производство научные разработки наших ученых.

Факультет сегодня

В настоящее время на факультете работают 45 преподавателей: 11 докторов наук, профессоров; 25 доцентов и кандидатов наук, 9 старших преподавателей. Помогают в проведении занятий 11 человек учебно-вспомогательного персонала. Средний возраст преподавателей - 42 года. Среди них есть заслуженные деятели науки и техники Российской Федерации, заслуженные изобретатели.

За последнее пять лет на факультете прошли защиты 1 докторской и 8 кандидатских диссертаций при этом процент остепененности сотрудников факультета составляет более 90%. После защиты диссертаций молодые сотрудники остаются работать в университете, многие из которых успешно продолжают заниматься научно-исследовательской работой. В настоящее время на факультете обучается 10 аспирантов.

Современное развитие инженерного факультета позволяют коллективу с уверенностью смотреть в будущее и успешно решать поставленные перед ним задачи.

Алексей Котлячков, экс-министр сельского хозяйства Кировской области

В годы моей юности многие мальчишки хотели стать военными – летчиками, моряками. А я в принципе не видел себя без технического образования, ведь вырос с отцом в тракторе.

Безусловно, обучение на факультете тяжелое. Много расчетов, черчения – быстро, с наскока подобные задания не выполнишь, нужно время. Обучение на факультете требует дисциплины, точности. Именно эти навыки как раз и полезны в дальнейшей работе.

Мне кажется, программа обучения в наши годы была более полной. Сейчас много разных специальностей. Мы же выходили из стен института более подготовленными, могли работать в автомобильной отрасли, и в машиностроении, и в лесном хозяйстве.

Помню забавный случай, который произошел со мной в первые годы работы инженером. Один из комбайнеров, видимо, хотел отдохнуть, и разобрал подкачивающую помпу, вытащил, грубо говоря, оттуда одну из составляющих. Меня вызвали – комбайн сломался, надо чинить. Хорошо, что я разбирал с отцом тракторы, иначе бы так быстро не добрался до истины. В итоге помпу починил и заработал себе авторитет в коллективе.

Николай Сбоев, начальник государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кировской области

Я поступил на факультет в 21 год, уже после службы в погранвойсках. У нас было две группы таких "взрослых" людей, многие в то время были уже женатые, а к окончанию почти все стали семейными с детьми. На третьем курсе и я женился, надо было содержать семью, поэтому начал параллельно с учебой работать.

Преподаватели, которые вели у нас основные дисциплины, научили нас мылить и думать, а не просто зубрить предметы. Например, курс по тракторам и автомобилям нам читал Василий Иванович Судницин. В то время нам были доступны только Т-150 да «КИРОВЕЦ», про импортную технику ничего не знали. Но на мехфаке мы получили фундаментальные знания и умение анализировать. Поэтому когда в область пришли первые трактора из-за рубежа, мы могли открыть документацию на них, изучить и сделать вывод: нужна конкретно в нашем предприятии такая техника или нет. Я говорю не только за себя, но и за всех инженеров.

Зинатулла Хайруллин, руководитель ООО «Агрофирма «Савали», Малмыжский район

- Студенческие годы – начало жизненного пути. Если бы не мехфак, я бы не стал тем, кто есть сейчас. Он заложил мне основы и знаний, и жизненной мудрости. Инженер – творец, деятель. В нем сошлись и специальные знания, и логика, и дисциплина мышления.

Разные случаи бывали в студенчестве. Помню, сидим на лекции у Александра Михайловича Гуревича. Один из товарищей рот открыл, зевает, так преподаватель говорит ему: «Не зевай, не проглотишь!».

В общежитии первый раз в жизни решил приготовить кашу. Насыпал полкастрюли крупы, залил водой и начал варить. Я тогда представления не имел, что крупа так набухает! Каша через край кастрюли полезла. Я ее убираю, а она все лезет и лезет. С грехом пополам доварил.

Владимир Луппов, руководитель СПК "Красная Талица", Слободской район

Главное, чему научил меня факультет – работа с книгой, в ней ответы на все вопросы. Я учился без троек, все дисциплины давались легко, кроме политэкономии, никак ее не понимал. Практику проходил в своем колхозе, от которого был стипендиатом. Даже получал зарплату - 46 рублей. А когда уже пришел работать инженером, выходило у меня 145 рублей.

У нас была активна внеурочная деятельность: и спорт, и художественная самодеятельность. Например, я учился играть на баяне. Весело было, конечно. И к девчонкам успевали ходить в пединститут. У нас на курсе были две девочки, но они до диплома не до конца не доучились - замуж вышли.

Владимир Симахин, руководитель СПК "Березниковский", Куменский рйон

Я поступи в вуз в 1982 году, на курсе было порядка 150 человек, но окончили его около 40. Поскольку с курса начали забирать на службу в армию.

Особенно запомнилось сессионное время. Ни одного завала по экзаменам у меня не было, хотя обучение на факультете сложное, конечно. Изучали и высшую математику, и сопротивление материалов.

Было много практики. Так, после второго курса всемером поехали в Яранский район, нам дали три комбайна. Уже тогда механизаторов не хватало на местах. В тот же год с первого сентября у меня началась практика на Горьковском автозаводе. Другие ребята с курса уехали на завод в Ульяновск. Мы трудились там на станках, выполняли те же операции, что и рабочие. Однажды проходили производственную практику в "Пути Ленина" Котельничского районе. Колхоз по всем показателям был передовой. Председателю Александру Червякову как раз вручали вторую звезду Героя социалистического труда.

Конечно, учеба интересная. Общественная студенческая жизнь кипела. На первом курсе всегда был смотр первокурсника, где факультеты показывали свою художественную самодеятельность. В обязательном порядке участвовали в демонстрациях - Октябрьской, 1 мая. Ни одной нельзя было пропустить.

Александр Луппов, руководитель дилерского центра МТЗ в Кирове

Я учился с 1999 по 2004 год. Все пять лет весело и хорошо жил в общежитии. Вообще общага - настоящая школа жизни. Научился там всему - и готовить, и стирать.

В учебе было не совсем легко, все-таки предметы серьезные изучали. Нам, будущим инженерам-механикам, коллектив профессорско-преподавательского состава института дал фундаментальные знаний, практические навыки.

Я благодарен инженерному факультету за то, что помог «вырасти» во всех смыслах этого слова. Те знания, и тот опыт, который я получил в его стенах, позволил смело шагать по жизни, не бояться трудностей и неудач, всегда надеяться на лучшее.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий