Иностранцы в сельхозакадемии:
зачем студентам из Африки и СНГ российское агрообразование

Не так давно губернатор Игорь Васильев встретился с иностранными студентами кировских вузов. С каждым годом в Кирове их становится все больше и больше, как и во всей России. Были на встрече и студенты Вятской Государственной сельскохозяйственной академии. Сейчас там учится несколько десятков молодых людей из Африки и стран СНГ.

Первые иностранные студенты появились в сельхозакадемии три года назад. Это были 24 юноши и 2 девушки из Демократической Республики Конго.

- Они вышли на нас через международную организацию, которая занимается рекрутингом иностранцев, желающих получить образование в Росийской Федерации. К нам пришли ее сотрудники, принесли паспорта и спросили: не могли бы вы взять на подготовительный факультет таких-то граждан? - рассказывает руководитель Центра международного сотрудничества ВятГСХА Светлана Гребнева.

Сейчас в сельхозакадемии уже 60 иностранных студентов. В основном из стран Африки - Джибутти, Сенегал, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Конго, Египет, Алжир, Судан, а также из стран постсоветского пространства - Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Украина, Таджикистан. Из них 28 человек уже учатся по выбранной специальности, остальные пока изучают русский язык на подготовительном факультете.

Для студентов из дальнего зарубежья образование в академии платное (примерно 105 тыс. руб. в год). Свое проживание и другие расходы они также оплачивают самостоятельно. По признанию самих иностранцев, российские вузы они выбирают по соотношению "цена-качество". В Африке, например, российское образование котируется примерно так же, как и европейское. Но учеба и проживание у нас на порядок дешевле.

Сейчас в ВятГСХА 60 иностранных студентов
Сейчас в ВятГСХА 60 иностранных студентов

Студенты из СНГ

Другая ситуация со студентами из стран СНГ. По международным соглашениям, право на бесплатное обучение имеют ребята из Беларуси, Казахстана и Киргизии. На бюджет поступают и те, чьи родители были гражданами СССР (они признаются соотечественниками). Таким образом, иностранцы конкурируют за бюджетные места с российскими абитуриентами. При этом проходят они по результатам внутренних экзаменов вуза, а не ЕГЭ.

Так, например, в этом году в сельхозакадемию поступил Темур Зафаров из Узбекистана. Он учится на первом курсе агрономического факультета, по направлению подготовки "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции". Русский язык знает с детства, поэтому тратить год на подготовительный факультет ему не пришлось.

- Мы в семье иногда говорим на русском языке. Моя мама его преподает. Она училась в Кирове и посоветовала мне ехать сюда. У нас в Узбекистане поступить намного труднее. Очень высокая конкуренция - вузов мало, а абитуриентов много. В этом году был конкурс 10 человек на место. Поэтому я решил учиться в России и выбрал Вятскую сельхозакадемию. У нас сейчас развивается сельскохозяйственная отрасль. Мне очень нравятся преподаватели и образовательный

процесс. Он ведется немного по-другому, нежели у нас в Узбекистане. Там таких технологий еще нет.

Похожая история у Айгул Башимовой из маленького городка Сардоба в центре Туркмении. Она сдавала вступительные экзамены в своей стране, но не прошла по конкурсу. Ее дядя, который тоже учится в России, посоветовал сельхозакадемию в Кирове. Так Айгул стала студенткой первого курса биологического факультета.

- Я учила русский язык с первого класса школы. Но материал, который дают на лекциях, воспринимать пока сложно. Я читаю, потом перевожу и много раз повторяю. Киров мне очень нравится. Здесь красивая природа, и много деревьев.

Для самой сельхозакадемии иностранные студенты - это не только дополнительные доходы (если речь идет о молодежи из дальнего зарубежья), но и одно из приоритетных направлений развития. Ведь наличие иностранцев - один из семи показателей государственного мониторинга эффективности вузов. Число студентов из-за рубежа должно составлять не менее 1% от всего контингента учащихся.

Русский язык

Еще в приемной комиссии иностранцы проходят тест по русскому языку. Те, кто на нем не говорит (а это в основном африканцы), поступают на подготовительный факультет и в течение года учат великий и могучий. При этом занятия по русскому языку ведутся на русском. Язык-посредник в процессе обучения не используется.

Через год все без исключения хорошо понимают русскую речь и бегло говорят, хоть и с ошибками. Особенно сложно иностранцам даются склонения и падежи существительных. Овладеть языком в короткие сроки лучше всего помогает погружение в русскоязычную среду.

- Мы по опыту видим, когда ребята общаются между собой, они очень быстро и хорошо начинают говорить по-русски. Лучше, чем если бы сидели на занятиях. Они ведь живут в общежитии. Там хочешь не хочешь, заговоришь по-русски, - рассказывает Светлана Гребнева.

Окончив подготовительный факультет, иностранцы выбирают специальность, на которой будут учиться. В сельхозакадемии наибольшей популярностью пользуются экономика сельского хозяйства и агрономия.

Айгул Башимова из Туркменистана учится на биологическом факультете
Айгул Башимова из Туркменистана учится на биологическом факультете

Особенности обучения

В связи с появлением в сельхозакадемии иностранных студентов, вуз пересматривает свои учебные планы. Например, на агрономическом факультете собираются изучать не только нечерноземную зону России, но и отводить определенные часы под другие климатические и почвенные зоны.

В процессе обучения приходится учитывать и некоторые культурные особенности студентов. Например, мусульманам не ставят занятия на вторую половину дня в пятницу, когда проходит пятничный намаз.

- В это время у них молебны. Они просто не придут на занятия, - говорит Светлана Гребнева. - У девушек-мусульманок из Средней Азии другие проблемы. Если им вдруг требуется лечение, осматривать их может только женщина-врач. Поэтому когда я звоню в поликлинику, чтобы их записать, сразу предупреждаю об этом.

Как отмечает Светлана Гребнева, иностранцы, приехавшие в Россию, не стремятся вернуться обратно, а наоборот, стараются остаться здесь.

- На встрече с губернатором, они спрашивали: "Возьмут ли меня на работу наравне с русскими после окончания вуза?", "Могу ли я открыть свое дело в России, будучи гражданином другого государства?". Все вопросы были направлены именно на это. Поэтому, как я понимаю, на родину хотят вернуться от силы треть из тех, кто у нас учится.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий