«Если журналист сказал правду, его жизнь не прошла зря» :
интервью с Ольгой Лушниковой

Проселочная дорога уходит вдаль, огибая небольшой лесок и припорошенное снегом поле. Приютившаяся рядом деревня еще в зимней дреме и, кажется, только просыпается: вот женщина вышла с лыжами из дому, а вот мужчина спешит на работу – на местное сельхозпредприятие. Именно сюда приехала снимать новый репортаж Ольга Лушникова - бессменная ведущая программы “Дорогие деревенские”, которая уже 27 лет рассказывает о непростой жизни аграриев.

Вы уже несколько десятков лет работаете с аграриями Кировской области и рассказываете о жизни деревень. Но сами вы родом из другого края, верно?

- Да, я сибирячка. Выросла в Красноярске, потом жила и училась в Свердловске. А в 50-60-х вместе со всеми поехала на целину в Казахстан, романтика позвала. Тогда много писали и говорили о дружбе народов, но на самом деле все было не так просто. В Казахстане русских не очень жаловали. Иной раз придешь в аул – стакан воды не нальют. То же самое, кстати, видела и на Украине.

А потом как-то скучно стало, надоело, и я переехала в Киров, здесь у меня корни были: в Вятской губернии жил мой дед по матери.

Сельское хозяйство для вас – это судьба или осознанный выбор?

- Наверное, и то, и другое. Долгое время я с сельским хозяйством связана была лишь относительно. Дедушка служил в Вятской губернии в земстве: ездил по деревням и смотрел, кто как ведет свое хозяйство, есть ли сорняки, не развивается ли монокультура. Мама окончила сельскохозяйственный институт в Ленинграде, училась у Николая Ивановича Вавилова и Дмитрия Николаевича Прянишникова. Она была хорошим агрономом. Но я не стала продолжать династию и выбрала другую профессию – поступила в Уральский государственный университет на филолога, как-то с детства любила литературу, и в семье все писать умели. Но судьба все равно связала меня с сельским хозяйством. А было это так.

Я после вуза устроилась ассистентом режиссера на телевидении, оно мне всегда очень нравилось. Потом стала режиссером. Переехав в Казахстан, продолжила работать тележурналистом, снимала детские и литературные передачи. Потом все эти программы взяли и закрыли. Главный редактор позвал меня к себе и сказал, что место осталось только в сельскохозяйственном отделе. А я ведь всегда любила поле, помню, как в детстве бегала у себя в Красноярске по полям, срывала колоски, смотрела, созрели ли зернышки, да и к маме в деревню ездила часто. Поэтому за новую работу взялась с удовольствием.

Было сложно вникать в эту тему без профильного образования?

- Наоборот, именно образование мне и помогло. В те времена совсем по-другому относились к обучению, уровень был выше, а филфак Уральского университета считался одним из лучших в стране. И факультет у нас был необычный: вместе с нами учились и историки, и экономисты, и журналисты, поэтому предметы изучали самые разные. Начиная от стилистики и заканчивая биологией и математической лингвистикой. Так, я еще с университетской скамьи была знакома, например, с безотвальной системой, почвоведением.

Сложность была не в отсутствии специализированного образования, а в цензуре: аграрная отрасль в те времена была сильно политизирована. Из текста могли вычеркивать цитаты запрещенных писателей: Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Окуджавы. Нельзя было даже использовать местоимение «я», заставляли везде менять на «мы». Но кто же мы, когда это я. Ведь это главное в журналистике – пропустить через себя, рассказать историю со своей точки зрения. Поэтому каждый свой текст приходилось отстаивать.

Переехав в Киров, вы продолжили снимать сюжеты о сельском хозяйстве?

- Нет, сначала работала в газете “Выбор”, потом ушла на радио “Россия”, на телевидение вернулась уже в 90-х. Я тогда работала в ГТРК, нашим руководителем был Владимир Микрюков. Он как-то ко мне подошел, и говорит: «Давай сделаем передачу». Я согласилась. Название придумала сразу – «Дороги деревенские». Тема была не случайно выбрана, аграрии давно просили снять передачу про них, где поднимались бы важные для АПК проблемы. Так программа и появилась. Было это в 1993 году.

Я сразу выделила несколько рубрик: экономика сельского хозяйства, социальная сфера, истории репрессированных, политзаключенных, некоторые из них тогда еще живы были, и сюжеты о заброшенных, разрушенных храмах и церквях.

И вот уже 27 лет это мой основной проект. За это время было много и грустных моментов, и курьезных ситуаций. Мы не раз в грязи застревали на нашем УАЗике, порой вода в машине была по щиколотку. Как-то, кажется, в Богородском районе, нам до деревни пришлось идти пешком, дорога шла через лес. А тут как раз дождь прошел, я была в сапогах. Из машины вышли – вроде сухо. Я решила их снять. Мой оператор, Ким Худяев, предложил повесить сапоги на дерево, чтобы видно было издалека. В итоге на обратном пути дерево так и не нашли.

Что в своей работе вы цените больше всего?

- Я очень благодарна «Дорогам деревенским» за то, что смогла познакомиться с выдающимися людьми. Во-первых, это команда самой программы, ведь один журналист ничего сделать не может. Сейчас я работаю с настоящими мастерами своего дела: оператором Сергеем Возжаевым и режиссером монтажа Андреем Барановым.

Целая веха в истории программы – это период, когда Комитет сельского хозяйства региона возглавлял Алексей Петрович Логинов. Меня с ним познакомил Алексей Александрович Чикилев, с которым я к тому времени хорошо общалась, у нас была общая тема: безотвальная обработка почвы. Я и в университете изучала эту технологию, и мама была с ней знакома, и в Казахстане я нередко с этим сталкивалась, поскольку там в принципе по-другому обрабатывать нельзя землю.

Так вот, Логинов в свои поездки по хозяйствам всегда брал Алексея Александровича как специалиста-агронома, а Чикилев всегда просил брать меня. Алексею Петровичу сюжеты нравились, и вот такой командой мы стали ездить и в другие регионы. Первая поездка была в Удмуртию, работал там Леонид Смоленцев, который внедрял в сельхозпроизводство плоскорезы. Именно с этим орудием мы возили знакомить глав наших хозяйств.

Потом была поездка в Белгород, где мы снимали сюжет про безотвальную обработку почвы, за нее особенно выступал Алексей Чикилев. У него потом была полемика с нашими аграриями, поддержали его не все.

Ездили и в Гомель. В Беларуси, правда, было непросто, все отказывались говорить, «батьки» боялись. Нам тогда пришлось рубли менять на местную валюту - «зайчики». Когда мы уже возвращались, деньги надо было менять обратно. Я прихожу в обменный пункт, а мне говорят – русских рублей нет, пришлось разменивать на доллары. Мы как границу пересекли, вышли из наших машин, стали кричать: «Ура, Россия!».

Запомнилась поездка в Орловскую область, губернатором которой тогда был Егор Строев. Он очень часто повторял: “Колхоз был и остается трагедией русского народа”. Поэтому он старался объединить товарные, фермерские хозяйства и личные подворья в большие холдинги, конгломераты. Именно на них мы и ездили смотреть. Вернувшись домой, Алексей Петрович стал эту идею продвигать и аграриям нашей области.

Я считаю, что именно благодаря этим поездкам, бурным обсуждениям их итогов, постоянным обменам мнениями между аграриями Алексею Петровичу удалось создать крепкий фундамент для развития АПК нашего региона. В хозяйствах, например, стали больше внимания уделять кормовой базе. Раньше ведь кто как животных кормил: кто только силосом, кто сеном. А Логинов внедрил принципы, которые потом дали толчок развитию молочного животноводства, росту надоев. И семеноводческая база при нем была заложена крепкая, и технологии новые стали использоваться, и “безотвалка” кое-где прижилась, и рапс, привезенный из поездок, тоже.

Он был по своей природе сеятелем и собрал целую команду единомышленников, талантливых и преданных делу специалистов, которым помогали главы хозяйств. В этом его огромная заслуга.

А изменилась ли за это время деревня?

- Всегда больно об этом говорить. Я считаю, что деревне сейчас

тяжело. Село еще как-то держится, а вот деревне труднее. А у нас ведь поэты и писатели ее восхваляли. В деревнях наших – душа, в них – народ, а если всего этого не будет, то что же с нашей страной станет? Именно поэтому я будущее вижу в крестьянско-фермерских хозяйствах. Человек будет держаться за землю, будет о ней заботиться, потому что она – его вотчина, а не колхоза. И поэтому сейчас в «Дорогах деревенских», в основном, внимание уделяется социальной сфере. Так, одно из наших главных достижений – несколько сохраненных школ в регионах.

Почему после стольких лет работы вы продолжаете трудиться?

- Потому что встречаю много интересных людей. За время работы в «Дорогах деревенских» я познакомилась с талантливейшими учеными, среди них, конечно, Алексей Чикилев, с выдающимися агрономами и зоотехниками, главами хозяйств, с некоторыми из них я дружу уже многие годы.

Я нередко в хозяйства теперь езжу не чтобы оценить надои или урожай, а чтобы просто поговорить: с главами хозяйств, со специалистами. Порой бывает непросто, некоторые люди скрытные, их надо уметь разговорить, найти к ним подход.

За годы работы в «Дорогах деревенских» я со многими очень сдружилась. Из специалистов, например, могу Михаила Домнина назвать, талантливый агроном. Очень люблю ездить к Борису Ананьевичу Ожегину. Я уже знаю, какая у него пашня, сколько скота, какой надой, но он мне как человек интересен, разговоры с ним – всегда откровение в своем роде. Нередко заезжаю и к Николаю Семеновичу Ложкину. Мы с ним хорошо общаемся, хотя и спорим много на самые разные темы. Но я его за честность люблю и твердость характера.

Владимир Николаевич Симахин – тоже один из мной любимых руководителей. Он прекрасно знает, что сейчас полагаться можно только на себя, но несмотря на это руки не опускает.

Это чудо – видеть в глазах людей столько энергии, упорства, стойкости. Поэтому я знаю, что пока такие люди работают в АПК – сельское хозяйство будет жить.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий