Главный праздник зимы: как славяне, удмурты, коми и марийцы встречали Новый год

Шампанское, оливье, ёлка, Дед Мороз и бой курантов 31 декабря — это стандартный новогодний «набор» среднестатистического россиянина. Но если копнуть глубже, то окажется, что едва ли не у каждой народности есть свои обычаи, вовсе не похожие на те, что мы привыкли видеть каждый год.

Например, одна из новогодних традиций у чукчей — жертвоприношение оленя и дальнейшее нанесение его кровью узоров на лице — чтобы отогнать злых духов. А калмыки празднуют Новый год — Зул — не ночью, а утром и обязательно с чашкой чая джомба. И оба народа отмечали праздник раньше, чем принято сейчас: чукчи делали это в самую длинную ночь в году — с 21 на 22 декабря, а калмыцкий новый год выпадал на конец ноября — начало декабря.

Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е годы
Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е годы
Одно из главных отличий празднования современного Нового года — непродолжительность. Большинство отмечают его только в ночь с 31 декабря на 1 января. Раньше же обряды, связанные с праздником, длились несколько дней, чаще, около двух недель. У восточных славян, как и у некоторых других народов, этот праздничный комплекс назывался Святками.

Славянские Святки

Святки длились с вечера 24 декабря до шестого января — праздника Крещения. Начинались они с торжественного ужина, в который включались колбаса, свинина и кутья с ягодами. Также хозяйки готовили печенье — «козули».

Святки — время «вечёрок», когда молодёжь собиралась и развлекалась песнями, плясками, играми и гаданиями. Разновидностей последних очень много, например, на сне, по принципу жребия и даже слуховыми образами.

Один из вариантов гаданий был такой: перед тем, как лечь спать, девицы обсыпали себя овсом, а под подушку клали ключ, кольцо или гребень. Кто приснился — тот и жених. Популярно было и гадание на зеркалах. В бане друг напротив друга ставили два зеркала, и глядели в одно из них, не мигая, в надежде увидеть «суженого-ряженого».

Не обходились святки без ряжения. Переодевались чаще всего в стариков и старух, цыган, солдат, Петрушек или даже коз, причём иногда животных водили с собой. Сопровождалось всё это песнями, плясками и играми.

Одна из игр — неожиданная для весёлых забав игра в похороны. В дом вносили человека, одетого покойником, и под громкий смех оплакивали его. В редких случаях для игры использовали настоящее тело усопшего.

Ещё одна игра — в кузнеца. Парень переодевался в кузнеца, но из всего наряда на нём были только портки и нарисованные на теле пуговицы. Далее он хвастал, что может «старых на молодых переделывать». При каждом ударе по наковальне, которую изображал полог, с молодого человека сваливались портки, и он оставался обнажённым. Когда он всех мужчин «переделывал» на молодых, то выходил к девушкам и предлагал им что-нибудь сковать. Расплачивались за работу поцелуями.

В некоторых источниках об игре дают больше подробностей. Например, что мехи изображал лежащий на спине человек. Когда кузнец «ковал», его помощник брал лежащего за ноги и двигал ими, «надувая» мехи.

В игре этой нет ничего пошлого или развратного. Исследователь фольклора Владимир Пропп отмечал, что многие игры на Святки имели эротический характер. Но связано это не с распущенностью и грубостью народа, а с обрядовым значением этих увеселений.

— Подобные обряды и игры были известны во всей Европе, имели они место и в Античности. Внимание греческого земледельца, как и земледельца любой страны, привлекали прежде всего производительные силы земли. Такое понимание ясно и в русском выражении «мать сыра земля». Выражение это понималось не метафорически, а буквально. Но материнство, роды являются не сами собой, а обуславливаются совершенно определёнными действиями. Если нет стыда в материнстве, то нет стыда и в том, чем материнство обусловлено, — отмечает Пропп.

Кроме этого, неотъемлемой частью Святок были свадебные игры и проказы. Например, молодые парни ночью разводили конский навоз в жиже, стучали к кому-нибудь из крестьян в дом, и, когда хозяин высовывал голову, один из парней макал в жижу метлу и проезжался ею по лицу хозяина. 

Трутовский К. А. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века
Трутовский К. А. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века

Новогодние традиции удмуртов

У удмуртов Новый год назывался Вожодыр, что происходит от «время вожо», то есть время демонических существ. Отмечали его в дни зимнего солнцестояния, но у разных групп народности продолжительность различалась: от Рождества до Крещения — 7-19 января, от Рождества до старого Нового года — 7–14 января или от строго Нового года до Крещения — 14–19 января.

Первая традиция, связанная с празднование Нового года, — пöртмаськон, который имеет место в первый и последний дни святочного периода. В эти дни люди рядились и обходили дома. Костюм различались. В первый день это были костюмы животных, например, медведя или лошади, в последний — антропоморфные образы: солдата, невесты, старика. При этом во втором случае участники надевали традиционные удмуртские костюмы, а лица закрывали полотнами с прорезями для глаз. Обходя дома, участники процессии получали угощения, а в ответ желали хозяевам хорошего урожая.


Шестого января крестьяне готовили сочни с горохом и конопляными семечками, а на Святки устраивали молодёжные посиделки. При этом они должны быть тихими — чтобы не привлечь внимание духов вожо, и обязательно — с угощениями.


Как и восточные славяне, в святочный период удмурты гадали о будущем и урожае, а завершался этот период проводами вожо. Для этого выбирали дом неподалёку от поля с озимыми, собирались в нём и угощались кашей на мясном бульоне и блинами. Затем садились в сани, брали с собой скатерть и по чашке всех блюд, что были на столе, и ехали к реке, где оставляли угощения для духов и жгли солому. 

Как отмечали Новый год марийцы

Шорыкйол — Новый год — марийцы отмечают в начале января. Важнее не число, а день недели — начинались празднества в пятницу.

Обязательная составляющая Шорыкйола — праздничные блюда: пельмени с монетками и лыковыми кусочками, баранья голова, суп из баранины, ватрушки с конопляными семечками и непременно блины. Их выпекали с вечера и первыми подавали к праздничному столу. Первые кусочки блина бросали в печь, обращаясь к огню с просьбой передать пожелания Шорыкйолу.


— После девушки и дети ходят в хлев, хватают овец за ноги, приговаривают: «Двойню принеси». Считается, что такие действия в этот период безвременья между старым и новым годом имеют магическую силу: овцы обязательно будут хорошо плодиться, — рассказывается в книге Натальи Петровой и Надежды Рычковой «Страшный, таинственный, разный Новый год».

С едой связана еще одна новогодняя традиция — Девичий пир. Девушки собирались в одном доме, готовили еду и варили пиво, а затем приглашали на застолье гостей, чаще всего молодые люди.
Будущее у марийцев предсказывал Васли кугыза — старик Василий. Имя предсказателя может показаться странным для марийской традиции. Исследователи считают, что появилось оно под влиянием православия.

Каждый год один из жителей селения рядился в этого старца, собирал свою свиту и ходил по домам. Чаще всего спутницей Васли была старуха Василиса с веретеном и пряжей. Хозяева дома к визиту Васли готовились заранее: женщины показывали ему рукоделие, а мужчины — сплетённые лапти. Всё это делается для того, чтобы старец оценил, хорошо ли хозяева потрудились в уходящем году. Если он решал, что плохо, то бил нерадивых соломенным жгутом.

А после все танцевали под волынку и барабан, которые в более поздние времена заменила гармонь. Заканчивался визит имитацией соития Васли и Василисы прямо на полу.
Ещё один обычай, связанный с ряжением — мöчыр, когда парни — а в современной традиции все участники — обмазывают сажей лицо и руки, делают маски и обвязываются соломой, после чего веселятся. 
Ряженые Васли Кугыза, Васли Кува и Маска. Экспозиция Национального музея РМЭ
Ряженые Васли Кугыза, Васли Кува и Маска. Экспозиция Национального музея РМЭ

Святки у коми

В Республике Коми с особым весельем отмечают Куття вун — «День кутьи», который приходится на шестое января. А с седьмого января начинаются святки, которые продолжаются до 17 числа.

«Днём кутьи» Сочельник здесь прозвали не зря, ведь по традиции крестьяне готовили на праздник перловую кутью и пекли сочни из пресного теста. Угощение доставалось всем, кроме куриц — чтобы они в следующем году не склевали то, что им не предназначено.


А в Васильев вечер — канун старого Нового года — на праздничном столе появлялись холодец и тушёные свиные, бараньи или кабаньи кости.

Как и у многих народов Святки у коми не обходились без гаданий, которые часто сопровождались переодеванием в демонических персонажей: калянов, чудов и чертей.

— По народные представлениям нечисть незримо сопровождает своих ряженых двойников, поэтому тех лучше не обижать, а щедро угощать. Выглядят чуды как маленькие человекоподобные волосатые, горбатые и рогатые существа. Иногда они имеют двойственную внешность: если смотреть на них правым глазом — они кажутся людьми, а если посмотреть левым глазом — сразу становятся некрасивыми и рогатыми, — отмечают в своем исследовании Наталья Петрова и Надежда Рычкова.

На Крещение чудов и другую нечисть выгоняли из дома: для этого ветками можжевельника хлестали по углам дома. А чтобы выманить их из деревни, крестьяне пели по три песни в трёх разных местах, а затем гнали чудов в прорубь, откуда они не могли вылезти до следующей зимы.

В прошлом номере мы рассказывали, что главные аграрные праздники славян имеют схожие элементы, например, обрядовую еду. Новогодние праздники — тоже аграрные. Недаром в далёком прошлом у тех, кто занимался скотом, обряды Нового года были связаны с приплодом скота, а у земледельцев — с приходом весны. Поэтому, в каком бы уголке страны не отмечался Новый год, мы найдём в традициях и обрядах то, что знакомо каждому, будь то праздничное застолье или переодевание. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий