Главный праздник зимы: как славяне, удмурты, коми и марийцы встречали Новый год
Шампанское, оливье, ёлка, Дед Мороз и бой курантов 31 декабря — это стандартный новогодний «набор» среднестатистического россиянина. Но если копнуть глубже, то окажется, что едва ли не у каждой народности есть свои обычаи, вовсе не похожие на те, что мы привыкли видеть каждый год.
Например, одна из новогодних традиций у чукчей — жертвоприношение оленя и дальнейшее нанесение его кровью узоров на лице — чтобы отогнать злых духов. А калмыки празднуют Новый год — Зул — не ночью, а утром и обязательно с чашкой чая джомба. И оба народа отмечали праздник раньше, чем принято сейчас: чукчи делали это в самую длинную ночь в году — с 21 на 22 декабря, а калмыцкий новый год выпадал на конец ноября — начало декабря.

Славянские Святки
Святки — время «вечёрок», когда молодёжь собиралась и развлекалась песнями, плясками, играми и гаданиями. Разновидностей последних очень много, например, на сне, по принципу жребия и даже слуховыми образами.
Не обходились святки без ряжения. Переодевались чаще всего в стариков и старух, цыган, солдат, Петрушек или даже коз, причём иногда животных водили с собой. Сопровождалось всё это песнями, плясками и играми.
Ещё одна игра — в кузнеца. Парень переодевался в кузнеца, но из всего наряда на нём были только портки и нарисованные на теле пуговицы. Далее он хвастал, что может «старых на молодых переделывать». При каждом ударе по наковальне, которую изображал полог, с молодого человека сваливались портки, и он оставался обнажённым. Когда он всех мужчин «переделывал» на молодых, то выходил к девушкам и предлагал им что-нибудь сковать. Расплачивались за работу поцелуями.
В игре этой нет ничего пошлого или развратного. Исследователь фольклора Владимир Пропп отмечал, что многие игры на Святки имели эротический характер. Но связано это не с распущенностью и грубостью народа, а с обрядовым значением этих увеселений.
Кроме этого, неотъемлемой частью Святок были свадебные игры и проказы. Например, молодые парни ночью разводили конский навоз в жиже, стучали к кому-нибудь из крестьян в дом, и, когда хозяин высовывал голову, один из парней макал в жижу метлу и проезжался ею по лицу хозяина.

Новогодние традиции удмуртов
Первая традиция, связанная с празднование Нового года, — пöртмаськон, который имеет место в первый и последний дни святочного периода. В эти дни люди рядились и обходили дома. Костюм различались. В первый день это были костюмы животных, например, медведя или лошади, в последний — антропоморфные образы: солдата, невесты, старика. При этом во втором случае участники надевали традиционные удмуртские костюмы, а лица закрывали полотнами с прорезями для глаз. Обходя дома, участники процессии получали угощения, а в ответ желали хозяевам хорошего урожая.
Шестого января крестьяне готовили сочни с горохом и конопляными семечками, а на Святки устраивали молодёжные посиделки. При этом они должны быть тихими — чтобы не привлечь внимание духов вожо, и обязательно — с угощениями.
Как и восточные славяне, в святочный период удмурты гадали о будущем и урожае, а завершался этот период проводами вожо. Для этого выбирали дом неподалёку от поля с озимыми, собирались в нём и угощались кашей на мясном бульоне и блинами. Затем садились в сани, брали с собой скатерть и по чашке всех блюд, что были на столе, и ехали к реке, где оставляли угощения для духов и жгли солому.
Как отмечали Новый год марийцы
Обязательная составляющая Шорыкйола — праздничные блюда: пельмени с монетками и лыковыми кусочками, баранья голова, суп из баранины, ватрушки с конопляными семечками и непременно блины. Их выпекали с вечера и первыми подавали к праздничному столу. Первые кусочки блина бросали в печь, обращаясь к огню с просьбой передать пожелания Шорыкйолу.
— После девушки и дети ходят в хлев, хватают овец за ноги, приговаривают: «Двойню принеси». Считается, что такие действия в этот период безвременья между старым и новым годом имеют магическую силу: овцы обязательно будут хорошо плодиться, — рассказывается в книге Натальи Петровой и Надежды Рычковой «Страшный, таинственный, разный Новый год».
Каждый год один из жителей селения рядился в этого старца, собирал свою свиту и ходил по домам. Чаще всего спутницей Васли была старуха Василиса с веретеном и пряжей. Хозяева дома к визиту Васли готовились заранее: женщины показывали ему рукоделие, а мужчины — сплетённые лапти. Всё это делается для того, чтобы старец оценил, хорошо ли хозяева потрудились в уходящем году. Если он решал, что плохо, то бил нерадивых соломенным жгутом.

Святки у коми
«Днём кутьи» Сочельник здесь прозвали не зря, ведь по традиции крестьяне готовили на праздник перловую кутью и пекли сочни из пресного теста. Угощение доставалось всем, кроме куриц — чтобы они в следующем году не склевали то, что им не предназначено.
А в Васильев вечер — канун старого Нового года — на праздничном столе появлялись холодец и тушёные свиные, бараньи или кабаньи кости.
— По народные представлениям нечисть незримо сопровождает своих ряженых двойников, поэтому тех лучше не обижать, а щедро угощать. Выглядят чуды как маленькие человекоподобные волосатые, горбатые и рогатые существа. Иногда они имеют двойственную внешность: если смотреть на них правым глазом — они кажутся людьми, а если посмотреть левым глазом — сразу становятся некрасивыми и рогатыми, — отмечают в своем исследовании Наталья Петрова и Надежда Рычкова.
В прошлом номере мы рассказывали, что главные аграрные праздники славян имеют схожие элементы, например, обрядовую еду. Новогодние праздники — тоже аграрные. Недаром в далёком прошлом у тех, кто занимался скотом, обряды Нового года были связаны с приплодом скота, а у земледельцев — с приходом весны. Поэтому, в каком бы уголке страны не отмечался Новый год, мы найдём в традициях и обрядах то, что знакомо каждому, будь то праздничное застолье или переодевание.
Комментарии отсутствуют