Древнейшая наука :
как развивалась агрономия

Еще 5-6 тысяч лет назад представители вавилоно-халдейской культуры начали пользоваться календарем, по которому определяли время для посева, периоды разлива рек и спада воды. Похожий календарь был и у древних египтян. В дальнейшем эти знания переняли финикийцы, а через них – греки.

С падением античного мира многие знания были утрачены. Лишь в XVII веке агрономия начинает развиваться как полноценная наука. Проводятся первые примитивные опыты.

Так, Иоганн Баптист Ван Гельмонт установил, что масса растения зависит больше от воды, а не от массы почвы и выдвинул водную теорию питания растений.

В XVIII веке Антуан Лавуазье, Жан Сенбье и Джозеф Пристли разработали химические методы исследования, что позволило узнать, что растения поглощают углерод и выделяют кислород.

Долгое время развитие агрономии держалось на энтузиастах-одиночках. В 1727 году в Германии налось преподавание сельского хозяйства в университетах, когда прусский король Фридрих Вильгельм I учредил кафедру экономии в Галле. В течение XVIII столетия такие кафедры появились почти во всех университетах.

Толчок активному развитию науки дала организация опытных полей и станций, после чего к участию в научной работе присоединилось и государство. Родоначальником коллективной агрономической науки принято считать англичанина Лоза, который в 1843 году создал Ротамстедскую опытную станцию.

С этого момента начинается специализация агрономии. Так, в середине XIX века Ф. Фаллу и Ф. Рихтгофен создают геологическое почвоведение, М.Э. Вотльни закладывает основы агрофизики почвы, В.В. Докучаев определяет факторы почвообразования, Г. Мендель и Т. Морган формулируют законы наследственности, выделяя новое направление – генетику. Чуть позже Луи Пастор добавляет к этому микробиологию, а Де Бари и М.С. Воронин – фитопатологию. В это же время формируется энтомология.

Развитие агрономии в России

«Отцом» русской научной агрономии считается писатель, мемуарист, философ, ученый, ботаник и лесовод Андрей Тимофеевич Болотов. В его работах высказывались идеи о повышении плодородия почвы за счет совершенствования ухода за паровыми полями, лучшего сочетания полеводства и скотоводства; о значении минеральных веществ в питании растений и мелкой безотвальной вспашки; о ведении истории полей и об обязательной замене трехполья многопольем.

Вслед за Болотовым последовала плеяда талантливых российских агрономов, ученых и новаторов: дворянин и первый русский профессор земледельческих наук Матвей Афонин; сын дьякона, 8 лет отучившийся в Англии, Иван Комов; открывший «Практическую школу земледелия» Михаил Ливанов; основоположник учения о травосеянии Василий Левшин.

К этой работе подключались не только просвещенные люди, ученые и интеллигенты, но и помещики. Видным агрономом был помещик Дмитрий Полторацкий. В своем калужском имении он применил новую систему земледелия. Благодаря введению полевого севооборота с посевом многолетних злаков и бобовых травосмесей он собирал богатейшие урожаи.

Еще один помещик – И.И. Самарин из Ярославской губернии вводит на полях казенных и своих крепостных крестьян чередование пар/озимые/яровые с клевером.

Работа земств

До середины XIX года в Российской империи не было специального органа, отвечавшего за сельское хозяйство. В 1837 году им стало Министерство государственных имуществ, а в 1866 году к работе по вопросам сельского хозяйства подключились земства, которые помогали решать проблемы на местном уровне. Именно они сыграли ключевую роль в распространении агрономических знаний среди крестьян и становлению агрономии как науки в стране.

Сначала земства ввели должности агрономических агентов, которые позже стали называться участковыми агрономами и выполняли роль полевых консультантов.

В распоряжении каждого из них был демонстрационный участок, склад с необходимым сельскохозяйственным оборудованием и прокатный пункт. Работы у специалистов было очень много.

Агрономы организовывали уездные выставки сельхозпродукции, экспериментальные станции, содействовали кооперативному движению и развитию образования, помогали крестьянам получать ссуды в банках, снабжали их современными орудиями труда. Причем, касалось это не только растениеводства, но и животноводства.

Агрономия в Вятской губернии

Подобная работа была организована и в Вятской губернии. Правда в первое десятилетие местные земства больше внимания уделяли социальным вопросам, а вовсе не сельскому хозяйству, расходы на которое не превышали 3% от земского бюджета.

Проблемой стало и то, что специалистов-агрономов было не так много, поэтому им порой приходилось в одиночку обслуживать уезды, площадь которых превышала территории некоторых государств. Но вскоре этот вопрос был решен, и к 1912 году в губернии работали 158 агрономов – это был один из самых высоких показателей в России.

Чтобы показать преимущества того или иного способа земледелия создавались демонстрационные участки на полях крестьян, которые вели хозяйство наилучшим образом. Такие фермы служили школой сельского хозяйства для крестьянских мальчиков-подростков, обучали их ремеслам. Кроме того, они стали отличным «плацдармом» для проведения опытов, в которых выяснялась пригодность сельхозкультур для природных и климатических условий губернии.

Всего было семь таких ферм: Орловская, Вятская, Верхосунская, Окуневская, Асановская (в Елабужском уезде), Уржумская, Орловская, Чернятьевская и Чураковская.

Правда, не все было так гладко: фермы зачастую требовали больших денег, оказывались нерентабельными и не всегда показывали примеры эффективного ведения хозяйства. Крестьяне относились к ним настороженно и называли «барской затеей», мечтая при этом получить облагороженные земли. Недовольны они были и тем, что их дети, обучавшиеся на фермах, не высылают домой деньги и не возвращаются домой после учебы. В итоге в 1906 году школы при фермах были закрыты.

Однако постепенно работа агрономов приносила свои плоды, и сельское хозяйство в губернии медленно выходило из кризисного положения. Так, например, с 90-х годов XIX века началось использование удобрений, чего прежде в губернии не было.

Земство открыло и три низшие сельскохозяйственные школы: одну в Глазовском и две в Малмыжском уезде, а также Вятское среднее сельскохозяйственное училище.

Для развития травосеяния с 1891 года велась активная работа по распространению семян трав и внедрению улучшенного сельхозоборудования. Последнее продавали с земских складов через предоставление льготных кредитов. Помощь оказывалась и в покупке семян и удобрений.

В итоге расходы губернского земства на развитие сельского хозяйства выросли с 5 тысяч рублей в 1872 году до 485 тысяч к 1914 году.

В СССР с появлением колхозов и совхозов возможности использования достижений агрономической науки существенно выросли. В стране была создана сеть научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, шла дальнейшая дифференциация отраслей. В 1929 была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) — высший научный центр по сельскому хозяйству.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий