Родился Сергей Михайлович в селе Каринка Кировской области. В школе он получил права тракториста на внеурочных занятиях, а потому после 11 класса вместе с несколькими одноклассниками сразу стал трудиться в местном СПК «Каринка».
— Мой отец всю жизнь работал водителем и механизатором. С детства он приучал меня к технике: рассказывал об устройстве машин, разъяснял, как работают тракторы и прицепное оборудование, мы вместе занимались ремонтом. Наверное, поэтому я своё дело по-настоящему полюбил.
Проработал в «Каринке» Сергей Пиков недолго — ушёл в армию и остался служить по контракту в городе Серове — крупном промышленном центре Свердловской области. А после устроился там же на механический завод.
— В сельское хозяйство идти совершенно не хотелось: на дворе были 90-е, АПК находился в упадке, зарплаты не платили. Но чем дольше я оставался на Северном Урале, тем сильнее чувствовал, что именно в сельском хозяйстве моё место. Наверное, сказались крестьянские корни, — улыбается Сергей Михайлович. — Ведь аграрием у меня был не только отец, но и дед — он разводил коней. Поэтому спустя пару лет я вернулся на малую родину.
Возвращение к истокам
В 2006 году Сергей Михайлович устроился водителем на «Абсолют-Агро» (предприятие стало преемником СПК «Каринка»). Это было время перемен, когда сельское хозяйство, оправившееся после затяжного кризиса, пришло в движение. Поэтому и предприятие активно развивалось: строило дороги, дома для работников, закупало новую технику, обновляло оборудование, совершенствовало технологии растениеводства, используя широкозахватные орудия.
— Настрой работников разительно отличался от того, который я помнил по временам моей юности. Если раньше специалисты несколько обречённо смотрели на ситуацию в секторе, жаловались на зарплаты и в целом условия жизни, то теперь все были, как говорят, на позитиве. Я видел: людям нравится жить в Каринке и трудиться, они стремятся качественно выполнять свою работу и полностью в неё вкладываются. И я этими настроениями заряжался.
Учиться, учиться и ещё раз учиться
Специалисту доверили управление легковым и грузовым транспортом. Например, долгое время он работал на молоковозе и возил сырьё на Чепецкий, Кировский и Пасеговский молокозаводы.
— С момента, когда я выпустился из школы с правами тракториста, прошло больше 10 лет. За это время сельхозтехника изменилась: внедрялись компьютеры на сеялках и прицепном оборудовании, комбайны и трактора стали в значительной степени автоматизированными, у автомобилей появилась автоматическая коробка передач. Я понимал, что моих знаний недостаточно, чтобы двигаться вперёд и идти вверх по карьерной лестнице.
Дабы восполнить пробелы, Сергей Михайлович пошёл заочно учиться в Кировский автомобильный колледж на специальность «Инженер-механик». Делал это не только по необходимости, но и из желания стать одним из тех, кто будет способен внедрять новые технологии в сфере сельского хозяйства.
— Процесс захватил меня с головой, хотелось оказаться на передовой, идти в ногу со временем. И благодаря учёбе, спустя три года работы водителем, мне предложили занять должность заведующего гаражом. В автопарке на тот момент числилось 40 единиц техники — легковые и грузовые автомобили, прицепы и другая техника. На мне теперь лежала ответственность за исправность всех машин в гараже, снабжение предприятия горюче-смазочными материалами, перевозку специалистов, продуктов питания, сырья. Работал я в связке с диспетчером.
Работа с коллективом
Среди подчинённых Сергея Пикова оказались и молодые специалисты, и опытные. Работать с коллективом на первых порах было сложно: тех, кто без опыта, нужно многому научить, а опытных — мотивировать изучать новые технологии.
— Сельское хозяйство шло вперёд, а люди привыкли работать по старинке, порой даже спустя рукава. С дисциплиной было не всё в порядке. Плюс сказывалось личное отношение некоторых коллег ко мне: не нравилось, что я из водителя сразу стал начальником. В итоге те, кто совсем не хотел работать, уходили. Их место занимали талантливые ребята, жадные до работы. За полгода я обновил коллектив и в своей команде стал на 100% уверен.
И вновь о переменах
Через несколько лет на предприятии прошла оптимизация: теперь большинство грузовых перевозок осуществлялись на арендованных машинах. К гаражу Сергея Пикова присоединили тракторную бригаду. Теперь в его распоряжении оказалось всё, что передвигалось в хозяйстве на колёсах, а сам специалист стал главным инженером по эксплуатации машинно-тракторного парка.
— Обязанностей стало больше, но я справлялся: дисциплина и процессы, которые я настроил в автомобильном гараже, сработали и здесь. Главное умение в моём деле — делегировать задачи и расставлять приоритеты. Например, первоочередное – обеспечить развозку сотрудников по фермам. А вот перевозку леса для строительства нового объекта или материалов для дороги можно отложить или поручить наёмным рабочим — кадровый голод оставался проблемой.
Нехватка рабочих рук и внедрение безотвальной обработки почвы побудили руководство предприятия заменить низкопроизводительную технику на более мощную. Работе с ней пришлось учиться у коллег.
Вместо пяти тракторов на поле выезжал всего один, появились системы GPS, контроль расхода топлива, авторуль. Последнее специалист считает одной из самых полезных инноваций.
— Механизатор заводит трактор на поле и очерчивает контур. А система сама настраивает режим работы, ширину захвата, точки перекрытия. Добавьте к этому совершенно новый уровень комфорта: кабины с кондиционером, широкий угол обзора, вынесение на панель управления самых важных функций, даже музыку. Теперь специалист может спокойно работать, полностью концентрируясь на технологическом процессе и получая удовольствие. А ведь я застал времена легендарного ДТ-75, когда за четыре часа в поле можно было устать так, что полдня отлеживаться надо.
Новый проект
В 2021 году Сергей Пиков сменил место работы. Его новым проектом стала Экоферма «Ильинское» в Слободском районе, руководит которой Владимир Бердинских. Должность специалиста не изменилась — он возглавил машинно-тракторный парк.
— Так как предприятие новое, ориентированное на молочное направление животноводства, то во главе угла у нас стоит уборка кормов. Поэтому машинно-тракторный парк внушительный — девять тракторов, два комбайна, телескопические погрузчики и кормосмеситель.
В «Ильинском» сразу четыре трактора «Беларус» — модели 82.3, 1222.3, 2022.3, 3522.
— Эти трактора механизаторы любят: они просты в ремонте, понятны и легки в управлении, их можно быстро починить и найти запасные детали. И, конечно, в их надёжности никто не сомневается — на нашем рынке эта техника представлена уже более 60 лет. И если раньше модельный ряд не отличался разнообразием в плане мощности, то сейчас «Беларус» можно подобрать на любой вкус: от компактных 82.1 или 82.3 до энергонасыщенного 3522 с мощностью 355 л.с. При этом инженеры работают не только над увеличением мощности, но и над комфортом. Сейчас кондиционер идёт в базовой комплектации, и в майскую и июньскую жару механизатору комфортно. Плюс на новых моделях хороший обзор, улучшенная шумоизоляция и вентиляция.
Также работают в машинно-тракторном парке два трактора DEUTZ-FAHR: малогабаритный и энергонасыщенный.
— Про качество можно не говорить — у немцев оно всегда на высоте. Металл, сплавы, даже болты и гайки — всё сделано из качественных материалов, которые не изнашиваются очень долго. При этом сами машины, даже самые мощные модели, компактнее, чем отечественные аналоги. То есть конструкторы вкладываются в качество деталей, благодаря которым и повышает производительность, а не за счёт размеров. Сервисная служба дилера Deutz в Кировской области — компании «Агротехника» — работает отлично, ее сотрудники технически подкованы, оперативно отвечают на вопросы, быстро выезжают на вызовы. Плюс, несмотря на санкции, на их складе всегда есть запчасти, — говорит инженер.
При выборе кормораздатчика остановили выбор на немецкой марке SiloKing.
— Знаю, что многие мои коллеги предпочитают отечественный аналог, но мне больше импонирует немецкий подход к конструкции машин и выбору материалов. Такая техника намного дольше ходит благодаря износостойкой стали, из которой сделаны основные элементы и режущие ножи. Высокое качество пайки последних отвечает и за отличное качество резки. Настройка управления достаточное лёгкая, механизаторы быстро овладевают техникой. Самое главное — прочитать инструкцию, в которой всё подробно и просто расписано, — отмечает Сергей Пиков.
Работы много, ведь «Ильинское» только начинает развиваться. Но Сергей Пиков не жалуется: всегда бодрый, энергичный и полный энтузиазма, он с любовью делает свою работу. А в свободное время, которого пока остаётся не так и много, вместе с сыном ходит на рыбалку да за грибами и ягодами.
Комментарии отсутствуют