«Беларус» из Беларуси: история одних из самых популярных тракторов в России

Неважно, куда вы приехали: в большой холдинг, производящий миллионы тонн молока, в маленькое хозяйство, где разводят КРС, или на семеноводческое предприятие. С большой вероятностью на полях вы встретите давнего знакомого всех аграриев – трактор «Беларус». Как эти неприхотливые трудяги покорили сердца механизаторов России и Беларуси, и почему сегодня машины Минского тракторного завода по-прежнему остаются одними из лучших на полях – читайте в нашем материале. 

Начало истории положило постановление 1946 года «О строительстве Минского тракторного завода», которое обязывало начать возведение площадки мощностью 50 гусеничных тракторов в сутки с дизель-моторами 37 лошадиных сил. Цифра для того времени немаленькая, но и обстоятельства были непростые – после войны сельское хозяйство СССР находилось в плачевном состоянии, а обработка земли традиционными методами уже не позволяла прокормить все население.

Спустя год строительство МТЗ объявили всесоюзной ударной стройкой, и работа закипела с удвоенной силой. 

Первые шаги

В первые годы работы МТЗ должен был выпускать гусеничный сельхозтрактор «Кировец КД-35», сконструированный на Липецком тракторном заводе. Но сначала надо было освоить производство пусковых двигателей. Это было сделано в 1948 году. Спустя год на заводе собирали 5008 пусковых двигателей, а в 1950 году – уже 23 тысячи.

Работа шла и в другом направлении. В 1948 коллективу завода поручили спроектировать универсальный колесный трактор, первый в стране с гидронавесной системой, позволяющей обходиться без прицепщика. В этом же году проект колесного трактора одобрили, и спустя год в экспериментальном цехе завершили его сборку. Главный конструктор МТЗ Иван Дронг предложил дать трактору гордое имя – «Беларус».

Было две модификации трактора: МТЗ-2 — для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес и МТЗ-1 — для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами. У трактора были независимый привод вала отбора мощности, гидравлическая система для подъема навесных орудий, съемное регулируемое прицепное приспособление. Он мог работать с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозмашинами. Мощность – 36 лошадиных сил.

Всего выпустили 7 опытных образцов, которые долго испытывали на заводе. И лишь в 1953 году МТЗ-2, ставший серийной машиной, увидел свет. А заодно и определил специализацию завода – выпуск колесных универсально-пропашных тракторов. В 1957 году гусеничные машины здесь уже не выпускали.

Тракторы сразу отправили в работу. МТЗ-2 начал свой трудовой стаж в совхозе «Большевик» в Копыльском районе. Он верой и правдой прослужил 17 лет, и все это время на нем работал один механизатор – Савелий Мироненко. После трактор передали обратно заводу, где он был установлен как памятник к 20-летнему юбилею МТЗ. А Савелий стал работать на новом тракторе – МТЗ-50. 

Требования времени

Восстановление экономики шло полным ходом, необходимо было наращивать мощности, и требования к МТЗ-2 выросли. У модели была низкая скорость – всего около 13 км/ч, недостаточные число передач, топливная экономичность и материалоемкость.

Целый год – с 1955 по 1956 – коллектив МТЗ трудился над обновлением машины. Результатом стал «Беларус» МТЗ-5: более надежный и универсальный, он имел независимый привод вала отбора мощности, мощный и экономичный двигатель и гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами. 

Не только сельхозмашины

В 1951 году Минскому тракторному заводу поручили производство трелевочных тракторов. Они были нужны на лесозаготовках, где нередко для трелевки использовали лебедки или вовсе лошадей.

Сначала команда конструкторов МТЗ решила модернизировать уже существующий гусеничный трактор КТ-12. Он появился в СССР в первые послевоенные годы, и аналогов ему в мире не было. На решение всех организационных вопросов дали три месяца. Молодой завод уже второй раз осваивал машину не своей конструкции и делал это успешно: изменив ряд узлов и деталей, гарантийный срок удалось увеличить в полтора раза.

Вскоре стало понятно, что КТ-12 со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям. Нужна новая машина, которая была бы эффективна и экономична в разных зонах, поэтому вместо мощного трактора конструкторы создали трактор средней мощности на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель «Беларуса».

Серийное производство ТДТ-40 наладили в 1956 году, а КТ-12 сняли с производства. 

Мировой бренд

Объемы производства росли, в 1961 году завод собрал и обкатал 200-тысячный трактор. И в этом же году появилось Всесоюзное объединение «Трактороэкспорт» - тракторы «Беларус» теперь продавались за рубеж.

Конструкторы работали не покладая рук, «докручивая» старые модели и выпуская новые. С конвейера сошли первые образцы МТЗ-80 с мощностью 90 лошадиных сил. Эта модель успешно прошла испытания в университете Линкольна в США, и позже была признана государственным комитетом по науке и технике СССР лучшей машиной 1975-го года. А в 70-х годах тракторы «Беларус» 800, 900, 1000 серии получили сертификаты качества Великобритании.

Чтобы техника соответствовала мировым стандартам, при заводе создали научно-исследовательский центр. Вскоре вышел приказ об образовании производственного объединения «Минский тракторный завод имени В.И. Ленина».

Техника продолжала выпускаться, нередко сверх плана: за период с 1971–1985 года МТЗ выпустил 1,3 миллиона тракторов «Беларус». Это были экспериментальные пропашные тракторы, образцы машин для обработки овощебахчевых культур, их модели для возделывания рисовых культур и хлопка, малогабаритные трактора.

50 лет развития

В 1996 году завод отмечал полувековой юбилей. К этому дню тракторный парк Беларуси насчитывал около 100 тысяч машин, в СНГ — каждый 2-й трактор - «Беларус», в страны дальнего зарубежья экспортировано более 500 тысяч машин марки МТЗ.

Было сформировано три гаммы тракторной техники: малогабаритная (6 – 35 л.с.), универсально-пропашная (55 – 120 л.с.) и общего назначения (120 – 210 л.с.).

В 1997 году коллектив белорусских тракторостроителей выпустил в полтора раза больше машин, чем все тракторные заводы СНГ. Было решено открыть сборочное производство в Югославии, позже конвейер по сборке тракторов МТЗ начнет работу в Киеве.

Шла работа над освоением новых рынков. Тракторы «Беларус» начали поставлять в Мавританию, Йемен и Судан, вскоре появятся представительства в Румынии и Болгарии, новые сборочные производства в Казахстане и России.

Осваивая зарубежные рынки, МТЗ в британском институте Silsoe провел сертификацию всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза. 

Инновации

Модельная линейка тракторов в начале 2000-х продолжает обновляться. Гордость завода – «Беларус» МТЗ-2822, который стал тогда самой мощной машиной из серии колесных тракторов – 280 лошадиных сил. Правда, уже в 2006 году появилась модель еще мощнее – 360 л.с., а к 60-летнему юбилею выпустили «монстра» в 450 л.с., аналогов которому не было в мире.

Впрочем, о традициях и истоках на Минском тракторном заводе не забывали. В 2004 году восстановили миллионный трактор МТЗ-52, который выпустили на предприятии в 1972 году. В машине полностью заменили все узлы и детали, которые специально изготовили в цехе опытного производства МТЗ, поскольку такая модель уже давно не выпускается на заводе. На капоте обновленной кабины надпись: «Вторую жизнь — миллионному. 1972-2004 гг.»

Оценка по заслугам

Важной вехой в истории завода стал 2009 год: была презентована инновационная модель «Беларус» 3023 с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Благодаря ей МТЗ вошел в число победителей одного из крупнейших показов сельхозтехники AGRITECHNICA.

В этом же году признание получил «Беларус» 1221. Машина назвали лучшей на выставке «Золотая осень». Эти награды стали не последними, в последующие годы разные модели «Беларусов» получали признание и на российском, и на международном уровнях.  

Время рекордов

В 2017 году одна из машин завода установила мировой рекорд: мастер спорта по самбо и дзюдо Дмитрий Белайц протянул самый мощный «Беларус» на 5 метров 80 сантиметров и посвятил свою победу Минскому тракторному заводу.

В этом же году трактора МТЗ нашли еще одно неформатное применение – впервые в мире в Гроднецкой области прошел тракторный биатлон, который теперь стал доброй традицией не только в Беларуси, но и во многих регионах России. 

Всегда вперед

Конструкторы Минского тракторного завода не останавливаются на достигнутом, поэтому тракторы для сельхозработ – не единственная техника, которую здесь производят. Недавно ассортимент пополнился льдозаливочными и снегоуплотнительными машинами, не говоря о появлении новых моделей машин для лесозаготовок.

Сегодня завод предлагает более 100 моделей тракторов в более чем 200 сборочных вариантов для всех климатических условий. На производстве трудятся 16 тысяч человек, а в структуру холдинга входят 10 предприятий. С тракторами «Беларус» знакомы аграрии 60 стран. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий