В настоящее время в мире производится около 15 млн тонн козьего молока. Это всего 2,5% от всего произведенного молока в мире. Наиболее развит рынок козьего молока в Европе.
Основной объем этого продукта производят в двух группах стран: бедных развивающихся (Африка и Индия) и странах с развитой культурой потребления (в основном Европа).
Ключевой продукт переработки козьего молока - это сыр. Безусловный лидер в этом секторе - Франция, производящая 100 тыс. тонн козьих сыров. Из них на экспорт идет лишь 10%. Традиции потребления имеют Греция и Испания. Последняя, в свою очередь, поставляет большой объем козьего молока во Францию. Это означает, что внутреннего рынка Испании уже не хватает.
Четвертый ключевой игрок - Голландия. В этой стране научились производить сухое козье молоко. Сейчас его поставляют в том числе в Китай.
Структура рынка в России
В России производится 250 тыс. тонн молока. Цифра очень лукавая, поскольку более 90% - это нетоварное молоко в личных подсобных хозяйствах. Товарный объем равен 20-30 тыс. тонн. Примерно 50% козьего молока идет на пастеризацию и прямой розлив. Оставшаяся часть - на сыры. Набирает популярность производство кисло-молочной продукции, в первую очередь, йогуртов. Производители уповают на тренды развития - детское и здоровое питание.
Каналы продаж продукции из козьего молока весьма ограничены. В них входят "дорогие" продуктовые сети (ВкусВилл, "Азбука Вкуса"), фермерские магазины, фирменная розница и интернет-магазины.
Ключевой продукт переработки козьего молока - это сыр
Потенциал импортозамещения
В 2013 году Россия импортировала приличные объемы козьего молока - почти 10 тысяч тонн в молочном эквиваленте. Ключевой объем импорта приходился на европейские сыры - почти 1000 тонн. Однако после введения продуктового эмбарго объем импорта сыров из Европы сократился до 0,5 тыс. тонн. Это позволило усилиться отечественным производителям. Однако в случае отмены эмбарго конкурировать с импортом будет достаточно сложно.
В 2013 году импорт представляли прежде всего 5 крупных дистрибьютеров. Из них на рынке остались только два. В данный момент крупнейшими игроками являются ТД “ПиР”, DMK Group и “Нева Милк”.
Перспективы развития производства молока в РФ
В России всего 10-15 ферм с поголовьем более тысячи ("Лукоз", "Приозерское", "УГМК Агро", "Волжские сыры", "Лактис", "Приневское", "Пущинское молоко" и др.). Большинство из них имеет собственную переработку: выпускают сыры, молоко и йогурты в расчете на развитие рынка детского питания.
Рынок сыров в России динамично развивается, заявляются все новые проекты. По мнению экспертов, в долгосрочной перспективе культура потребления козьих и овечьих сыров может достигнуть уровня европейских стран (1,5-2%).
Основной потенциал рынка козьего молока скрыт в сегменте гипоаллергенной молочной продукции для детей, поскольку 28% малышей до года страдают непереносимостью коровьего молока. Однако практики применения козьего молока и рекомендаций минздрава в РФ пока нет.
Рынок гипоаллергенных детских смесей во всем мире является нишевым. В России он достиг 1,1 миллиарда рублей. Но, как и во всем мире, он достаточно монополизирован. 75% российского рынка контролируется мировым игроком DGC. Эта новозеландская компания, которая объединяет 72 фермера. Сухими смесями из козьего молока она занимается с 2000 года, свою продукцию поставляет в 30 стран мира. В прошлом году ее выручка осоставила 193 миллиона долларов - для мирового рынка это достаточно маленький объем. Второй мировой лидер - голландская компания Karbita, которая занимает 25% рынка.
Несмотря на монополизацию, ниша детских смесей очень привлекательна. В настоящее время производители из Австралии и Новой Зеландии развиваются, ориентируясь на Китай, где растет потребление.
Для крупных ферм с племенным поголовьем существенный дополнительный доход может дать продажа племенных животных, поскольку козы очень привлекательны для разведения в КФХ и ЛПХ.
Риски и возможности
Власти регионов РФ активно поддерживают козоводство. Это направление сегодня популярно для господдержки семейных ферм и программ начинающих фермеров. Крупные хозяйства также получают возмещение части затрат.
Основным риском в этой сфере является вероятность снятия санкций, и в случае их отмены - низкая конкурентоспособность отечественной продукции, более высокая стоимость производства козьего молока по сравнению с коровьим.
Кроме того, пока не будет развита культура потребления козьего сыра, расчитывать на рост рынка этого "премиального" продукта не приходится.
Комментарии отсутствуют