Как из картошки сделать прибыльный бизнес

Начать свое дело с нуля – задача не из простых. Сергею Русакову повезло – в первый же год после открытия его фермерское хозяйство не только устояло на ногах, но и оказалось прибыльным. Правда, уже следующий сезон показал начинающему аграрию, что сельское хозяйство требует не только материальных вложений, но и полной самоотдачи.

- Меня всегда тянуло к земле, поскольку вырос я в деревне. Долгое время работал пожарным, занимался ремонтом техники. Однажды мы купили старенький трактор, и я стал у мамы огород вспахивать, в поле выезжать во время сенокоса, - рассказывает Сергей. - И так все хорошо получалось, что я решил начать собственное дело. На тот момент у меня уже было немного сбережений. В 2010 году купил земли под Орловым, которые остались от развалившегося колхоза и 15 лет пустовали. Распахали первые 10 гектаров под картофель. Тогда в стране была страшная засуха, а у нас тут – дожди. Почвенно-климатические условия сложились идеальные и мы заготовили много сена, которое потом удалось продать по очень хорошей цене. Прибавьте к этому 133 тонны картошки и клевера, которые росли на полях. Мы их убрали и заработали денег. Я был очень рад, все получилось как нельзя лучше.

Первые испытания

Но радость была недолгой. Год спустя урожай картошки в хозяйстве превысил почти тысячу тонн, при этом хороших складов для хранения еще не было. К ноябрю единственное хранилище с протекающей крышей было все еще заполнено – картошку никто не покупал.

- Мне бы тогда опустить руки, но я успел набрать кредитов, долги надо было отдавать. Хочешь - не хочешь, а надо идти работать. Следующий год оказался не менее трудным: и с ценами проблемы возникли, и с финансами, нам уже в долг никто не хотел давать. Тогда я встал перед выбором: либо закрываться, либо модернизировать производство. Выбрал второе. В 2013 году я продал буквально все, что у меня было, взяд кредит в банке и купил новый трактор и дорогой немецкий комбайн, поскольку главной проблемой на тот момент была уборка урожая. И благодаря этому мы «выплыли», рассчитались с

кредитами и начали самое главное – строительство хранилища на тысячу тонн, которое завершилось в 2015 году. В 2016 у нас появилось еще одно, а спустя еще два года – третье.

После этого Сергей Русаков занялся расширением земель и закупкой новой техники. Так в хозяйстве появились пара тракторов, рулонный пресс и специализированная техника для почвообработки и уборки урожая. В планах на будущее – расширение парка, поскольку уже сейчас все мощности используются на 100%, и поломка одной машины приводит к простою.

- Именно поэтому я предпочел отечественные трактора зарубежным. Мы их сами можем починить, как говорится, «с колена». Нам не нужно ждать сервисную службу или приобретать дорогие детали. Все чиним своими силами, на это уходит максимум 3 часа.

Земельные угодья Сергея Русакова заэти годы увеличились с 10 до 400 га. Из них непосредственно под картофелем занято 80 га, под зерновыми – 100 га. Остальное – сидераты и сенокосы. Как рассказывает глава КФХ, сено он косит больше для собственного удовольствия, чем для прибыли. Чтобы сделать свою работу более эффективной, аграрий поступил в Вятскую сельхозакадемию на факультет растениеводства, закончил его заочно и получил квалификацию «ученый агроном».

Первые клиенты

Сергей признается, самым сложным для него было наладить правильную реализацию продукции. Первый год с этим было просто – продукции не так и много, и она быстро «разлетелась» по частным покупателям, которые сами приходили в КФХ. Но в следующем сезоне, когда Сергей собрал почти тысячу тонн, продать картофель не получилось.

Тогда глава хозяйства принялся налаживать связи с торговыми сетями в Кировской области и соседних регионах, ездить на выставки, рекламировать продукцию в интернете. Постепенно сформировалась широкая клиентская сеть, пришлось нанять менеджера по продажам.

- В позапрошлом году мы купили 5-тонный автомобиль, поэтому теперь возим продукию и в розницу, и оптом. Минимальная партия – 500 кг. Интересно, что в своем районе – Орловском – мы продаем только 0,2% своей продукции. Остальное – Киров (в день отгружаем по 10 тонн), Пермь, Коми, Сыктывкар и иногда Москва.

Собственный бренд

Следующим шагом стало развитие собственного бренда – «Картошка-матрешка».

- На данном этапе можно признать, что проект оказался неудачным. Во-первых, очень трудно наладить контакт с крупными торговыми сетями. У них множество условий, санкции за задержку продукции и так далее. Поэтому пока договориться удалось лишь с одной. Кроме того, потребители еще не привыкли покупать товар в упаковке, на который, к тому же, магазин цену накручивает. В неделю мы продаем 60-70 тонн картошки, из них у нас было 600-700 кг фасовки. Из-за низкого спроса на такой товар мы временно отложили брендирование и фасовку, но непременно к ним еще вернемся: планируем фасовать всю нашу продукцию.

Расширение производства

По словам Сергея, постоянные клиенты все чаще стали интересоваться, почему он выращивает картошку, но не занимается другими культурами открытого грунта.

В этом году фермер решил осваивать новую нишу и засеял часть полей свеклой и морковью. Пока – в качестве эксперимента.

- Загадывать не буду, надо смотреть урожаи и продажи, как справимся с хранением. Если товар окажется востребованным, то, безусловно, будем и дальше двигаться в эту сторону. Кроме того, как только позволят средства, будем менять технику. Склоняюсь к покупке более мощных тракторов, но уже зарубежного производства. А в этом году попробуем еще подать заявку на финансовую помощь от правительства. Дальше планировать пока не берусь. Как показал нынешний год, иногда все может пойти совершенно не по плану. Главное – сохранять позитивный настрой, трудиться с полной самоотдачей и любить свое дело – тогда все вернется сторицей.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий