Жмых влетел в копеечку:
почему так важно внимательно читать договоры

Прежде чем подписывать любой договор, необходимо внимательно его прочитать, желательно вместе с юристом. Нельзя по старинке надеяться на добропорядочность контрагента. Это еще раз подтвердила история, которая произошла с ООО «Новомедянское» Юрьянского района.  

В мае 2019 года хозяйство проиграло в Арбитражном суде дело о поставках кормовых добавок и в итоге потеряло приличную сумму, чего не случилось бы, если бы в «Новомедянском» внимательно читали договор.

Осенью прошлого года хозяйство заключило контракт с ООО «Эталон-Агро» на поставку подсолнечного жмыха. Это был первый опыт сотрудничества с этой компанией.

- Главному зоотехнику от них поступило выгодное предложение – купить жмых дешево. Цена для нас важна, желание сэкономить приветствуется, - рассказывает директор «Новомедянского» Александр Рассохин. - Мы заключили договор. Как обычно подписали типовой документ, сильно не вникая, по-старинке надеясь на добросовестное отношение партнеров.

Первую партию жмыха «Эталон-Агро» поставило в срок. Хозяйство отправило жмых на исследования в ФГБУ ГЦАС «Кировский», чтобы подтвердить заявленное содержание протеина – 36-38%. Результат оказался положительным.

- В декабре мы получили вторую партию. Вновь сразу отправили пробы на исследования. Когда пришли результаты – не поверили. Оказалось, что содержание протеина в пересчете на сухое вещество всего 29%. Мы подумали, что произошла ошибка. Взяли еще одну пробу. Исследования дали такой же результат – 27-29%.

В «Новомедянском» надеялись, что из-за несоответствия качества жмыха заявленному, поставщик снизит цену за партию.

- Если возникает подобная ситуация с поставщиком, с которым мы работаем длительное время, он идет навстречу. Такие случаи уже бывали в нашей практике. Но представители «Эталон-Агро» отказались сделать скидку, - говорит Александр Рассохин. 

Уловки договора

В договоре четко были обозначены условия приемки товара. Согласно им, при обнаружении несоответствия качества продукции покупатель должен остановить приемку товара и составить акт с указанием всех выявленных дефектов, вызвать представителя поставщика для участия в приемке. Покупатель также обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение ее качеств и смешение с другой однородной продукцией.

- У нас склады небольшие, мы физически не можем привезти жмых, положить на хранение, проверить и только потом скармливать. Мы кормим «с колес», - объясняет Александр Рассохин. – Мы не можем ждать, пока приедет представитель поставщика, мы вместе возьмем пробу и исследуем ее. Поэтому мы кормили жмыхом животных, дождались результатов исследований и направили претензию компании.

В договоре также было прописано, что «соответствие товара по показателям кормовой ценности жмыха по ГОСТ 80-96 не является обязательным». В спецификации к договору поставки указывались только наименование товара, количество, цена за тонну и общая сумма. Речи о кормовой ценности там не шло.

- Опять же это наша вина, мы понимаем. В спецификации должна быть указана кормовая ценность жмыха, - сетует Александр Рассохин. – Мы принципиально решили не платить полную стоимость за эту партию. Хотели заплатить скорректированную сумму с учетом содержания протеина – как и делали ранее с другими поставщиками. 

Судебная тяжба

Такой подход возмутил поставщика. Компания «Эталон-Агро» подала исковое заявление в Арбитражный суд и потребовала взыскать задолженность и неустойку за просрочку оплаты. «Новомедянское» обратилось в суд со встречным иском и потребовало изменить цену за одну тонну жмыха в связи с его ненадлежащим качеством.

Суд встал на сторону «Эталон-Агро», и «Новомедянскому» пришлось выплатить и задолженность, и неустойку.

- Понятно, что суд руководствуется законодательством, договором, а не эмоциями. Но нам теперь хочется, чтобы другие предприятия не попадались в такие ловушки. Да и мы сейчас будем умнее, - говорит Александр Рассохин.

Богатая судебная история

Оказалось, что судебная тяжба «Эталон-Агро» против «Новомедянского» не первая в практике этой компании. В мае 2019 года Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривал ее исковое заявление о взыскании задолженности и неустойки с СПК «Мысы» Удмуртской Республики. Это хозяйство купило у «Эталон-Агро» шрот. А дальше история развивалась по тому же сценарию.

Во время подготовки публикации редакции журнала не удалось получить комментарий от представителей ООО «Эталон-Агро». Мобильный телефон, указанный в рассылке компании с рекламой кормовых добавок, был не доступен. Из офиса, указанного в ЕГРЮЛ как место нахождения компании, по словам охранника, представители «Эталон-Агро» съехали около месяца назад. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий