Программа субсидирования производителей техники действовала в России с 2013 года. За это время российские заводы смогли потеснить иностранных производителей и увеличить не только долю на внутреннем рынке, но и экспортные поставки.
Однако правительство недовольно результатами, поскольку устранить дефицит сельхозтехники так и не удалось. По данным Минсельхоза РФ, автопарк аграриев на 25% меньше, чем необходимо для проведения сезонных полевых работ. Если программу 1432 оставить, то с 2019 по 2025 гг. ежегодная потребность в субсидиях увеличится с 19,6 до 38,9 млрд руб. В качестве альтернативы предлагается введение льготного лизинга для покупателей сельхозтехники.
- Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать при наличии скидки, – объясняет первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.
По расчетам Минсельхоза, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%.
В льготный лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо техника, не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно то, что им действительно нужно.
По мнению Минсельхоза, необходимо усовершенствовать и механизм льготного кредитования. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет.
Однако в Ассоциации «Росспецмаш» негативно оценивают решение кабинета министров и считают, что отмена программы 1432 станет ударом по отечественному машиностроению. Ассоциация прогнозирует падение производства в 3 раза, сокращение доли рынка в 2,5 раза, численности работников – на 43%, а средних зарплат – на четверть. По оценкам Ассоциации, количество новых серийных моделей техники сократится в разы – до 20 в год по всей отрасли. Для сравнения, в прошлом году было внедрено 160 новых машин.
По мнению независимых аналитиков, падение на рынке отечественного сельхозмашиностроения будет, но не столь драматичное. Сокращение объема субсидий – общий тренд в машиностроении, это происходит сейчас и в автопроме. Однако вернуть долю иностранной технике будет не так просто, поскольку ее цена намного выше отечественной.
Комментарии отсутствуют