В России введут акцизы на безалкогольные сладкие напитки

Владимир Путин подписал закон, который вводит с 1 июля 2023 года акциз на сахаросодержащие напитки в размере 7 руб. за литр. В ответ компании, производящие сладкие напитки, отреагировали негативно - заявили, что сократят инвестиции в новые заводы.

Coca-Cola - самый узнаваемый и популярный бренд газировки у россиян, следует из данных исследования «РосИндекс» компании Ipsos. По данным опроса, проведенного аналитиками в феврале-марте 2022 года, этот бренд знали 94,3% потребителей безалкогольных газированных напитков в возрасте старше 16 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. В пятерку самых узнаваемых входили также Fanta - ее знали 93% потребителей, 7UP (91%), Pepsi (88,5%) и Mirinda (83,6%).

Топ марок газировки, которую потребители чаще всего пили в первом квартале, немного отличается. Лидером тоже была Coca-Cola, которую выбирали 48,5% потребителей, на втором месте - Pepsi (22,9%). В пятерку наиболее часто потребляемых также входили «Напитки из Черноголовки», Fanta и Schweppes.

Рынок сладких газированных напитков в России переживает сейчас интересные времена. В начале марта Coca-Cola заявила о приостановке деятельности компании в России. И напиток, еще 30 лет назад символизировавший сладкую западную жизнь, потихоньку начал исчезать с полок магазинов. К коллегам присоединилась компания PepsiCo, оставив потребителей без напитков Pepsi-Cola, 7up и Mirinda.

Свято место пусто не бывает

Российские производители моментально среагировали на уход западных компаний и запустили производство напитков-аналогов. Так, за семь месяцев 2022 года на 10% выросло количество напитков со вкусом колы. Аналитики подсчитали, что в 2021 году (данные за январь-июль) в торговых сетях продавалось 169 марок газированных напитков, во вкусе которых была кола. Речь идет о товарных позициях, у которых были «ненулевые продажи», а также о собственных торговых марках сетей. На середину лета этого года в торговых сетях было представлено уже 186 брендов, рассказали в NielsenIQ.

Гендиректор «Черноголовки» Наталия Сахнина сообщила, что после ухода из России западных брендов компания стремится занять 50% рынка. Компания, выпускает напитки под брендами «Байкал», «Черноголовка» и «Кола Черноголовка». Сейчас «Черноголовка» поставляет безалкогольные напитки в российские торговые точки Burger King и KFC.

Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» тоже сориентировался без проблем: выпустил аналоги Coca-Cola, Fanta и Sprite под названиями CoolCola, Fancy и Street. CoolCola позиционируется как напиток «с культовым вкусом», Fancy - газировка с натуральным апельсиновым соком, Street - с натуральными соками лимона и лайма

Холодные чаи в пластиковых бутылках, которые до ухода из России выпускал Lipton, тоже никуда не пропали. Вместо них появились напитки от мясного гиганта «Мираторга», а также от грузинского поставщика Gurieli.

За первые девять месяцев 2022 года в сетевой рознице доля безалкогольных напитков от российских производителей увеличилась с 40 до 70%. Об этом рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли.

Ретейлеры закупают не только новые локальные бренды напитков со вкусом колы, но и ведут переговоры о поставках из дружественных стран. На полках в торговых сетях можно обнаружить как оригинальную Coca-Cola, произведенную, например, в Казахстане, так и ее аналоги из Белоруссии и даже Ирана, а также американские и швейцарские бренды.

Акциз на газировку

В середине осени стало известно о планах Минфина ввести акцизы на газировку. На эту новость компании, производящие сладкие напитки, отреагировали достаточно негативно. Так, представители «Черноголовки» заявили, что заморозят инвестиции в новые заводы и сократят инвестиционную программу в целом на 5 млрд рублей в случае, если закон об акцизах на газировку будет принят. Гендиректор «Очаково» заявил, что комбинат также решил отложить инвестиции, запланированные ранее на 2023-2024 годы.

В итоге в конце ноября Президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит с 1 июля 2023 года акциз на сахаросодержащие напитки в размере 7 руб. за литр.

При этом не будут облагаться акцизом напитки брожения, квас с содержанием этилового спирта от 0,5% до 1,2% включительно, а также соки, нектары, сокосодержащие напитки и морсы. Кроме того, не попадают под акциз специализированная и обогащенная пищевая продукция (за исключением тонизирующих напитков и газированных напитков), алкоголь крепостью более 0,5%, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы. Из товаров, облагаемых нулевой ставкой акциза, исключается безалкогольное (крепостью до 0,5%) пиво с содержанием сахара.

По расчетам правительства, дополнительные доходы федерального бюджета от поступлений акцизов на сахаросодержащие напитки ожидаются в размере около 35 млрд руб. в год. Эти средства планируется направить на реализацию федерального проекта по борьбе с сахарным диабетом.

В том числе из-за введения акциза Минсельхоз изменил прогноз по объему инвестиций в отрасль в 2022 году: ведомство ожидает снижение на 16,9% вместо роста на 19%, который прогнозировался ранее.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий