Сладкое лакомство :
как развивается рынок мороженого в России

«Энгельсский молочный комбинат» в Саратовской области приступил к строительству одного из крупнейших заводов мороженого в стране. В площадку мощностью около 20 тысяч тонн продукции в год, инвестируют 1,7 миллиардов рублей.

Строительство предприятия стало новым этапом развития этого направления деятельности комбината. На его базе уже производят мороженое под двумя марками: «Белая долина» и «Из села Удоево». Рост спроса на натуральное мороженое из молока без заменителей побудил инвестировать в производство этой категории товара.

Кроме проекта «Энгельсского молочного комбината» реализуются и другие, в частности завод компании «Айсберри» в Ярославской области с инвестициями около 1,3 млрд рублей и фабрика в Краснодарском крае, строительством которой занимается группа компаний «Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки»).

Свободная ниша

Причина интереса крупных инвесторов к этому сектору – активное развитие рынка мороженого в России после его падения в 2014 году и стагнации в 2016, а также повышенный интерес к молочному рынку в целом.

В прошлом году условная емкость рынка (производство + импорт – экспорт) в натуральном выражении составила порядка 407 тыс. тонн. Это хоть и ниже пиковых значений 2018 года, но значительно выше значений предыдущих пяти лет (с 2013 по 2017 годы).

Для отечественных производителей здесь настоящее раздолье – на долю импорта приходится не более 4% рынка, что связано с высокими транспортными издержками компаний и, как следствие, высокой неконкурентной ценой. К тому же такие иностранные игроки, как британский Unilever и швейцарский Nestle, контролирующие до 25% российского рынка, уже давно имеют производственные площадки в нашей стране.

Зато между российскими производителями конкуренция в последние годы становится всё сильнее. Если в 2015-2016 годах одной из ключевых тенденций был поиск равновесия между снижением цены и сохранением качества, то в 2018-2019 баланс сместился в сторону качества. Большую часть рынка занимают три компании: "Инмарко" (Unilever), ГК "Ренна" и "Фронери".

Сегментация

Одной из характерных особенностей российского рынка мороженого на данный момент является его четкое разделение на районы производства. Так, в январе-сентябре 2019 года, больше всего мороженого производили три федеральных округа: Центральный, Приволжский и Сибирский. На их долю пришлось 23%, 22% и 20% от общего объема соответственно. Следом за ним идут Южный федеральный округ (14%) и Северо-западный (11%). Меньше всего мороженого производят на Урале – 5%, в Северо-Кавказских регионах – 3% и на Дальнем Востоке – 2%.

Кроме этого, специалисты отмечают, что ассортимент продукции по регионам также распределяется неравномерно. Наиболее привлекательными рынками остаются Москва и Санкт-Петербург: здесь цены на продукцию выше, соответственно, выше и доходность.

- В среднем по России потребление составляет 3-4 кг на человека в год, в крупных городах – до 5 килограмм, - рассказывает Наталья Пенькова, эксперт рынка молока и молочных продуктов Института Коньюктуры аграрного рынка. - В Сибири средние цифры традиционно выше. Культура потребления мороженого в Сибири всегда была более развита, чем в среднем по стране, в том числе по причине присутствия здесь крупнейших российских производителей. Отсюда парадокс: сибиряки потребляют на 10-12% больше мороженого.

Перспективы развития

В современной России поступенно начинает формироваться культура потребления мороженого, хотя в большинстве случаев оно по-прежнему выступает как продукт спонтанного потребления или как дополнение к напиткам в кофейнях.

Потребители становятся все более избирательными, а москвичи и петербуржцы и вовсе привередливыми, поэтому развитие рынка в ближайшие годы будет идти в сторону качественных, а не количественных изменений. Речь идет, в первую очередь, о появлении новых сегментов.

- Современный покупатель ищет не только вкус, но и эмоции. Как пример, проект «Чистая Линия» для москвичей, который поднял производства мороженого на высоту птичьего полета, а именно на башню «Федерация». Гость площадки может проследить процесс приготовления и съесть только что закаленный стаканчик или рожок, - рассказывает эксперт Наталья Пенькова. Кроме того, четко прослеживается тенденция на производство новаторского мороженого (черного, голубого или сразу шестицветного) и снекового.

Еще одна тенденция ближайших лет, по мнению эксперта, - повышенное внимание к ЗОЖ-мороженому низкой калорийности с пребиотиками или протеинами и в то же время – рост производства мороженого с высокой жирностью, но 100--процентной натуральностью.

Кировская область

За последние несколько лет рынок мороженого в Кировской области претерпел значительные изменения. В первую очередь это касается конкуренции: в регион через федеральные сети зашли крупные производители, которые потеснили продукцию местных компаний. Последние теперь вынуждены работать как в сторону экстенсивного расширения – за счет пополнения или доработки ассортимента, так и интенсивного – за счет выхода на новые рынки сбыта.

Так, одно из крупнейших предприятий в этой сфере – Кировский хладокомбинат – успешно реализует свою продукцию почти в 50 регионах страны. Причем, некоторые рынки порой оказываются перспективнее кировского из-за более высокого уровня жизни и, соответственно, большей покупательской способности. Свою роль играет и погода: если в Кирове из-за прохладного или слишком жаркого лета потребление мороженого сокращается, то в других регионах, где температура держится на уровне +25 градусов – растет.

Ориентация современного потребителя на здоровую продукцию также сказалась на региональных производителях. Тот же КХК запустил линейку продукции «Здоровая еда». Несмотря на то, что принципиально от традиционного мороженого она не отличается, ставка делается именно на грамотный маркетинг. Информация о том, что товар, пусть и отчасти, является «здоровой» едой, что в нем есть витамины, привлекает покупателей намного больше.

На руку региональным производителям играет и тот факт, что большая часть сырья закупается в пределах области, что снижает себестоимость продукции за счет сокращения логистических издержек. Правда, часть компонентов, например, фруктовые

наполнители, приходится приобретать в других регионах и даже за рубежом.

Все это делает кировских производителей мороженого вполне конкурентоспособными, несмотря на доминирование в сетях федеральных игроков.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий