Коронавирус:
как эпидемия влияет на экономику России

Жителю вятской глубинки может показаться, что страсти по коронавирусу его не касаются. Это где-то далеко – в Китае, Италии или Иране. Это там целые города закрывают на карантин, ведут страшную статистику погибших и зараженных и стараются без лишнего повода не выходить на улицу. А здесь у нас – «тихая гавань». На самом деле коронавирус уже начал влиять на нашу жизнь – только не напрямую, а через экономику. 

1 марта президент Владимир Путин назвал ситуацию на глобальных рынках худшей с 2008 года. И для российской экономики последняя неделя февраля стала настоящим потрясением.

Курс рубля резко упал. За неделю доллар подорожал на 5,6% до 67,65 руб., а евро подскочил сразу на 7,5% до 74,74 руб. Это мгновенно отбросило российскую экономику на полгода назад. Последний раз доллар продавали за такую цену в сентябре 2019 г.

За пару месяцев цены на нефть рухули с 69 до 49 долларов за баррель. За последнюю неделю зимы они опустились сразу на 15,5%. Последний раз нефть стоила так дешево летом 2017-го. Между тем, нефте-газовый сектор по-прежнему отсается главным источником доходов федерального бюджета России, и бюджет в этом году рассчитан исходя из цены на нефть в 57 долларов за баррель.

На российской фондовой бирже тоже случился обвал. В феврале индекс, отражающий стоимость акций самых привлекательных российских компаний, упал на 10,8%. Это максимальное снижение за месяц с декабря 2014 г.

Только от снижения товарооборота с Китаем Россия теряет по 1 млрд рублей в день. Первыми под удар попали такие отрасли, как туризм, гостиничный бизнес, торговля, общепит и авиаперевозки.  

Проблемы в лесной сфере

У Кировской области достаточно большой объем экономических отношений с Китаем. В основном, мы потавляем в Поднебесную лес и продукцию деревообработки. Так, в 2019 году, по данным Россельхознадзора, из Кировской области было отправлено 44,3 тыс. куб. м неокорённой древесины (берёзового фанерного кряжа), 107,6 тыс. куб. м окорённой древесины (пиломатериала). Кроме того, 30 т мороженого. В последнее время объемы поставок лесопродукции, снизились, предприниматели забили тревогу. Но вице-президент ВТПП Андрей Усенко считает, что это не связано с коронавирусом.

- Сначала были проблемы, вызванные нехваткой железнодорожных вагонов. Потом Россия ввела квоты на поставку продукции. В середине января возникла новая история - Россельхознадзор. Лес, поставляемый в Китай должен проходить специальную обработку от вредителей. На месяц прекратили выдачу фитосанитарных сертификатов, вся страна просто встала. Но сейчас эта ситуация урегулирована, - говорит Андрей Усенко. – Основная проблема – это эффект отложенных последствий. Надо понимать, что сейчас мы продолжаем поставки пиломатериалов, но Китай до сих пор не вошел в нормальную стадию деятельности, территории находятся в карантинном режиме, заводы не работают. Соответственно, продукция из материалов, которые мы поставляем, не производится, склады заполняются. И когда производство на китайских предприятиях вновь откроется, то у них будет накопленный запас материалов, что приведет к снижению поставок.

Косвенные последствия

По данным Центра поддержки экспорта Кировской области, Китай занимает лишь 4 место по объему экспортируемой продукции. На первом месте – Бразилия, на втором – Бельгия.

- Нельзя сказать, что коронавирус остановил внешнеэкономическую деятельность предприятий. Конечно же, нет, - говорит Елена Поглазова, заместитель директора Центра. – Хотя случаются перебои в поставках из Китая, например, сырья для производства текстильной продукции. Но речь идет лишь о задержках, а не о полном прекращении поставок.

Влияние эпидемии коронавируса уже ощутил на себе «Лебяжский завод растительных масел». В конце прошлого года он заключил контракт с китайской госкорпорацией на поставку рапсового нерафинированного масла. Уже отгружено порядка 1200 тонн, до конца апреля поставят еще около 1300.

- Мы отправляем продукцию морем. Перебоев с поставками пока нет: мы отгружаем, контейнеры туда приходят, их спокойно принимают. Единственный негативный для нас момент – это повышение стоимости фрахта на перевозку. Он вырос практически на 1000 долларов по сравнению с январем, - говорит Никита Молодкин, управляющий завода. – Видимо, это связано с нехваткой контейнеров. Туда они уходят, но обратно либо не идут, либо идут пустые. С контейнерами уже становится напряженно.

Впрочем, последствия коронавируса могут быть совсем неожиданными.

- Одно из предприятий Кировской области экспортирует свою продукцию в страны Средней Азии. В последнее время у них возникли проблемы с поставками. И дело не в закрытии границ. Просто водители транспортных компаний отказываются туда ехать, - говорить Андрей Усенко. 

Отложенный эффект

Оценивать влияние эпидемии коронавируса на экономику пока не берутся оценивать даже эксперты – слишком неожиданными могут быть последствия.

- Мы все понимаем, что влияние Китая на мировую экономику глобально. Предлагаю задуматься. Когда начиналось распространение кризиса в США в 2008 году, всем казалось, что это локальная проблема Штатов – они закредитовались, пара банков местных обанкротится, и все. Но последствиях для мировой экономики – оказались, мягко говоря, совершенно неблагоприятными, - напоминает Андрей Усенко. - Влияние этой эпидемии будет проявляться в отложенном виде, мы будем их пожинать некоторое время. В любом случае, Кировская область также почувствует на себе эти последствия. 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий