Как сын крестьян основал главную обитель Вятской земли: история Успенского Трифонова монастыря

Появившаяся в XVII веке, к началу XX века Вятская епархия — одна из наиболее крупных по количеству православного населения. Границы ее определялись границами Вятской губернии, где в 1908-1909 гг. проживало 3,2 млн православных. Если в среднем в империи на одного церковнослужителя приходилось около 820 прихожан, то но на Вятской земле — около 1160 человек, а в некоторых приходах и вовсе до 3-4 тысяч человек. 

Церковных учреждений, в частности, монастырей, здесь всегда было много. Один из них — Успенский Трифонов монастырь, первая монашеская обитель в Вятской губернии, который пережил и крестьянские бунты, и пожары, и антирелигиозные гонения большевиков, и сохранил статус духовного центра региона по сей день.

Как сын крестьян стал основателем монастыря

Своим появлением он обязан Трифону Вятскому, известному в миру как Трофим Подвизаев. Сын архангельского крестьянина, он тайно сбежал из дома и после долгих мытарств в 22 года принял постриг в Пыскорской обители на Каме. Позже он поселился в районе реки Мулянки, на территории современной Перми, затем перебрался в район реки Чусовой, а после судьба привела его в город Хлынов в Вятской губернии.

Здесь, в 1580 году, по жалованной грамоте Ивана Грозного к югу от кремлевских укреплений он положил начало Успенскому монастырю. На месте двух старых кладбищенских церквей Трифон поставил деревянный храм во имя Благовещения, сруб для которого в Вятку сплавили из Слободского, а спустя 8 лет — деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь.

Трифона знали и уважали не только на Вятской земле. Он часто ездил в Москву и был тепло принят сыном Ивана Грозного Федором. В 1588 году Федор Иоаннович в знак благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Наделил он обитель и землями — Вобловицкой волостью (Слободской уезд Вятской губернии) и незаселенными землями в Казанском уезде, где позже основали селение, известное ныне как Вятские Поляны.

Благодаря покровительству богатых горожан и жителей столицы, доходам с вотчинных земель и активной хозяйственной деятельности, на территории монастыря появлялись новые постройки. Вслед за храмом во имя Благовещения возвели Успенский собор, Иоанно-Предтеченский и Никольский храмы. К началу XVII века построили 14 келий для монахов, колокольню, хозяйственные постройки, здания обнесли деревянной оградой. 

Трифон Вятский
Трифон Вятский

Монастырский переворот

Трифон Вятский показал себя хорошим хозяйственником и дипломатом. Благодаря ему монастырь стал важной частью культурной и духовной жизни Вятской края. Кипучая деятельность не отвлекала его от главного — служения Богу: он «не требовал ни мягких риз, ни сладкой пищи и носил на теле железные вериги, сверху же ветхую одежду из жесткой шерсти, всей душой работая Богу, всегда пребывая в посте, молитве и воздержании».

Строгого послушания и соблюдения жесткого устава обители он требовал и от монахов. У насельников были общие трапезы и имущество. Им запрещалось пить вино, ходить в гости или принимать их у себя, приходилось ежедневно нести службы. Старшая братия со временем стала проявлять недовольство. Монахи во главе с казначеем Ионой хотели столоваться не в общей трапезе, а в кельях, принимать гостей, справлять именины и праздники.

Так сложился заговор, вождем которого стал Иона. В 1601 году от отправился в Москву, где в челобитной попросил сместить Трифона за то, что тот якобы отказывается «беспенно», то есть без платы, постригать в свою обитель жителей города Слободского. Патриарх Иов просьбе внял: Трифона сместили с поста наместника монастыря, а на его место назначили Иона.

После этих событий Трифон Вятский некоторое время жил в Введенском монастыре в Сольвычегодске, а затем вернулся в Вятскую землю. Но так как дорога в Успенский монастырь была ему заказана, преподобный приехал жить в Слободской, где принялся за строительство монастыря в честь Богоявления Господня. Скончался он в 1612 году. 

Из деревянного в каменный

Значение монастыря после смерти его основателя продолжало расти. В вотчинные земли посылали старцев, которые основывали поселения и привлекали в них крестьян. Велась миссионерская деятельность: строили храмы и часовни, основывали обители. В самом Успенском соборе послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли труды. В библиотеке насчитывалось более 140 книг. И вновь активная деятельность позволила заняться строительством. На этот раз — каменным.

Первым каменным зданием ансамбля стал Успенский собор, который заложили в 1684 году. В 1692-1695 годах в камне были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью, а следом за ними Трехсвятительская церковь, колокольня, Братский корпус, Настоятельский корпус, Благовещенская церковь и ограды с башнями.

Переломный период

Во время реформ Петра I обитель обложили государственными повинностями, например, содержанием за свой счет престарелых солдат и инвалидов. Доходов стало меньше. Обитель пустела и беднела, вдобавок сильно пострадала от пожаров и крестьянских восстаний.

В начале XIX века казалось, что монастырь обрел второе дыхание: ему вернули лучшие наделы и даровали новые льготы. Часть земель стали сдавать в аренду, что позволило улучшить материальное положение.

Все изменилось с приходом к власти большевиков. 21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь ликвидировали. Позже колокола отдадут на переплавку, иконостасы и кладбище уничтожат, а колокольню, угловые башни, южную стену и часть ограды разберут.

В стенах обители сначала разместили госпиталь, склад изъятых церковных ценностей и советско-партийную школу. В послевоенные годы здесь находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Второе рождение святыни

Просьбы верующих вернуть им Успенский собор долгое время оставались без ответа. Здания монастыря ветшали и разрушались. Частично восстанавливать их начали в 1950-е года, но полноценная реставрационная работа началась лишь в 90-х, после того, как ансамбль передали епархиальному управлению. Отреставрировали палаты настоятеля и братский корпус, восстановили колокольню, иконостас, Никольскую надвратную церковь.

Успенский собор заново расписали, а купола покрыли медью. После освящения он стал кафедральным храмом Вятской епархии. 25 сентября 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

История в камне

Сегодня Успенский Трифонов монастырь — главная, но не единственная обитель Кировской области. Кроме него в регионе действуют еще шесть монастырей.

1. Преображенский Вятский женский монастырь в Кирове

Его в 1624 году основала игуменья Евфимия с 75 сестрами. В 1924 году его закрыли. В советское время здесь располагались общежитие и спортивная школа. В ведение Вятской епархии храм вернулся в 1991 году.

2. Христорождественский женский монастырь в городе Слободском

Появился в XVII благодаря усилиям жителей Слободского, которые выстроили для монахов двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Монастырь закрылся в 1920 году. На его территории организовали школьный городок, а после здесь находилась «особо секретная разведшкола». Здания вернули церкви лишь в 2009 году.

3. Николаевский женский монастырь

Находится в селе Николаевское Шабалинского района. Открыт 22 февраля 1995 года постановлением Священного Синода на основе бывшей приходской Никольской церкви. Ее строительство велось в 1896-1903.

4. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери

Открылся в 1996 году в поселке Пискур Даровского района. Богослужения проходят в кирпичной церкви, построенной в 1889-1899 гг. Кстати, храм закрывали в 1939 году, но в 1948 году вернули верующим и более не закрывали.

5. Христорождественский женский монастырь в Вятских Полянах

На месте современного монастыря ранее находился мужской монастырь, созданный иноками Свято-Трифонова Вятского монастыря. Существовал мужской монастырь с конца XVI века и до 1780-х гг. Численность его братии достигала 600-700 человек. Но он был упразднен указом Екатерины Великой. Женский монастырь открыли 2 октября 1997 года по постановлению Священного Синода.

6. Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь

Основали в 2004 в селе Велико­рецкое. Однако строения, составляющие его ансамбль, появились намного раньше. Так, уже по переписи 1629 года в селе значились две деревянные церкви. В 1741 году здесь завершили строительство каменной церкви, в 1768 — колокольни. В XVIII-XIX веках в селе появился полноценный архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град». В его состав входили церкви, торговые ряды, гостиный двор, два двухэтажных каменных дома.

С этим местом связано одно из главных ежегодных религиозных событий православной России — Великорецкий крестный ход к местам обретения чудотворного образа святого Николая.

В 2014 году монастырь как самостоятельная единица был упразднен и стал подворьем Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Фото: azbyka.ru, hrism.ru

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Оставить комментарий